Русский Богомер. Информограф

6.03.2006

Буква Я.

Явь
Светлая сила, управляющая миром, одновременно – сам этот светлый мир, "белый свет". Материальный мир. Также - философское понятие, подобное понятию Янь в китайской философии, раджасу в индийской философии (активные силы, пытающиеся изменить мир). Противостоит Нави. Битва протекает в Яви, которая творит жизнь нашу, а если мы отойдём - будет смерть. Это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же - после неё, и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь.Явь. На синей реке, где время не вечно, там княжит Правь истинная, а Навь совлечена ниже Яви.Явь. Через Свентовита видит русский человек Белый свет. Он видит, что Явь существует. Явь - реальная ипостась бытия. Её воплощение - объективный материальный мир, то, что вне человеческой личности. Слово "наяву" означает - реально, в действительности. Явь вместе с Навью и Правью – составляет Триглав. Триглав объединяет в единое целое три нравственных ипостаси бытия: Явь; Навь и Правь. Эти три силы олицетворяют Время в славянской космогонии, управляя мирозданием. Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь, осязаемый, плотский, вещественный. Навь - мир подземный, где обитают тени прошлого: предки, бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и предки возвращаются в третьем поколении. Именно поэтому с помощью обрядов и ритуалов снова и снова как бы воспроизводили прошедшее. И, наконец, Правь - всеобщий закон, установленный Дажьбогом, воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо, пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становясь ее частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле - будучи исторгнутым из небытия по воле божественной Прави, возвратится в нее, стараясь при жизни подняться вверх по лестницесовершенства и праведности. Явь представляет собой видимый, материальный мир, в котором и живет человек. После смерти человека, если он нарушал объективные законы Бытия, его тонкоматериальные тела, отягощенные кармическим последствием (грузом души) опускаются в инфракрасный спектр бытия - мир Нави, т.е. в нематериальный, потусторонний мир. Если же человек жил праведно, то его тонкие тела поднимаются в ультрафиолетовый спектр - мир Прави, который есть истина и закон Сварога, управляющие всем миром. Когда кончается кармическая реакция, тонкие тела возвращаются в мир Яви и вновь создают себе тело человека (реинкарнация), и такой круговорот рождения и смерти происходит до тех пор, пока живатма, атомарная частица Творца, не изживет все низменные наклонности, исходящие из её оболочки, состоящей из причинной материи, называемой «яйцехоре» или «аггой». После этого происходит преобразование всех тел живатмы - они превращаются в свет и создают из себя звезду с планетарной системой. На Руси до сих пор говорят, что у каждого есть свой звездный час, что звезда - это око бога.

Яга Ягишна
Баба-Яга.

Яга

Яга-Баба

Ягабиха

Ягабова

Ягая Баба

Ягая

Ягинишна

Ягиха

Ягишна

Ягоднич
Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Яйцо
В мифопоэтической традиции славян осмыслялось как начало всех начал, как символ возрождения и обновления, плодовитости и жизненной силы. В космогоническихверованиях южных славян яйцо выступало прообразом космоса и его отдельных частей. В болгарских и сербских загадках и детском фольклоре солнце называется «Божьим яйцом», звездное небо — «решетом, полным яиц». По данным книжной традиции, славяне верили, что весь мир подобен огромному яйцу: скорлупа— это небо, пленка — облака, белок — вода, желток — земля. Мотив преодоления смерти через зарождающуюся в яйце жизнь отражен в загадках типа; «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое» (с разгадкой: курица и яйцо). Смерть Кащея, заключенная в яйце, обеспечивает ему бессмертие. Из особого «петушиного» яйца, по поверьям западных и восточных славян, можно было вывести духа- обогатителя, который приносит человеку богатство. Символика возобновления жизни и воскрешения, приписываемая яйцу, определила использование его в погребально - поминальных обрядах: яйцо вкладывали в руки умершему, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Эта же семантика способствовала включению ритуалов с яйцом в христианский пасхальный цикл (см. Пасха). Окрашенные и освященные в церкви яйца служили главной ритуальной пищей, кроме того, использовались в качестве оберега: их клали в семенное зерно, в первую борозду; подбрасывали вверх при посеве льна; разбрасывали скорлупу по полю; при выгоне скота катали яйцо по хребту коров и быков; обносили яйцо вокруг горящего дома, чтобы огонь не распространялся далее.

Янь и Инь
Двуглав. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян — две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви — это поле вечной брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.

Яр
Сын Велеса. Арии произошли от Яра. Значит арии были славянами. От Яра произошло много других славянских и русских богов. Первый святой волхв - Коляда, а другие - Яр и Красная гора, и Овсень великий и малый. И идут те святые, как муж от града до села огнищанского, и с этим на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам. Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Абрашкин находит следы почитания славянского Яра во многих культурах, но более всего в египетской, описывая приход пятой династии фараонов, он замечает, что теперь в титулатуре царь не только отождествлялся с богом Гором, традиционным покровителем раннединастических царей, но выступает и как сын бога Ра = Яра. Каждый царь новой династии возводит в честь бога Яра солнечного храмы с огромным обелиском Бенбеном (Вань-ваней!) внутри окруженного оградой двора». Аналогичную трактовку даёт Петухов, показывая, что: Бог солнца Ра – дневное солнце и он теснейшим образом связано с Хором-соколом. Изначальное имя солнечной ипостаси — Яр (варианты Яр-а, Й-ар, Йа-ра). Перевода не требуется. Ярое, яркое солнце юга. Все производные, приводимые иными этимологами, вторичны, как и производные от производных типа Ра-дуга, рка Ра (Нил, Волга) и т.д. Первичен прообраз руссов – Яр. И это чрезвычайно глубокий исходный образ. Ночное, сокрытое солнце у египтян Сокр. В этом теониме четко прослеживается корень СКР – СКРЫТОЕ, СКРЫТЬ». Здесь к тому же подчеркнута зооморфная ипостась Ра как сокола. Рисунок Яра-сокола из четырёх похожих, с изображениями якобы четырёх евнгелистов и найденных в храме Святовида в Арконе, созданный, видимо, в европейском Средневековье, отождествлял Ра и Яра много раньше упомянутых исследователей.

Яра

Ярий
Ярило.

Ярила
Ярило (рус.), Ярыло (белорус.).Очень может быть, что это имя связано с именем Ярослава Мудрого. Сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря-Яга. Съела Лада щуку златопёрую, которая во сне её приснилась. То сам Род в море проплывал. Разбросала косточки от щуки по Земле. Забрюхатела Земля-матушка. Задрожала потом Мать Сыра Земля - и родила Ярилу-пахаря. Как рождалися боги вечные, колебалася Мать Сыра Земля, с мест сходили горы высокие, бури пенили море синее, расстилалась трава, приклонялись леса и дубы вылетали с кореньями. Его время от весеннего равноденствия после 21 марта до летнего солнцестояния (самый длинный день, самая короткая ночь) 21-22 июня. Отсюда происходят немецкое слово «Гер» (господин), французское «Бон жур» (добрый день), итальянское «Бона джорна» (добрый день). Ярило - бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, — был одновременно и прекрасным, и жестоким. Относится к богам войны. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой — в другой. Корень его имени — «яр» — встречается в словах, связанных с идеей плодородия и расцвета жизни: яровая пшеница; ярочка — молодая овца; но тот же корень означает гнев, пыл: яростный, ярый — сердитый или пылкий; яркий огонь. Яриле как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, дабы сделать урожай более обильным. В эпоху двоеверия культ Ярилы был соотнесён с культом Георгия Победоносца, поскольку имя святого воителя означает «земледелец». Не последнюю роль сыграло и созвучие Ярило — Юрий (одна из форм имени Георгий). Лучше всего сближение языческого и христианского культов можно видеть на примере Ярослава Мудрого, чьё крёстное имя было Георгий; он ввёл осенний Юрьев день — праздник окончания сельскохозяйственного года, отмечавшийся только на Руси. Славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, символ сексуальной мощи. Имя «Ярила» производится от корня «яр-», с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая. Яриле принадлежит особая роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней. Единственное свидетельство, относящееся к Белоруссии (конец первой половины 19 в.), — описание ритуала, приурочивавшегося к 27.IV, центральной фигурой которого был Ярила. Ярилин день, семик - 22 мая. В этот день совершали Русалии. Замещён праздником Николы весеннего, или Миколы вешнего, травного, теплого. Воспоминание о встрече Ярилы и Кащея. Пришел бы Ярило, а тепло будет. До Ярилы крепись, хоть разопнись, с Ярилы живи не тужи. Средний посев ярового - с Ярилы. Ярилу изображала женщина, наряженная молодым красивым босоногим мужчиной в белой рубахе; в правой руке она держала человеческую голову, в левой — ржаные колосья, на голове был венок из полевых цветов. Девушку, изображавшую Ярилу, сажали на белого коня, привязанного к столбу. Вокруг нее девицы в венках водили хоровод (иногда по засеянной ниве) и пели песни. Сохранилось начало одной из них: «Волочился Ярила по всему свету, полю житo родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет, там колос зацветает». Иные источники относятся к великорусским данным. Они также описывают празднество, посвященное Яриле; в частности, одно из ранних свидетельств («Жизнеописание Тихона Задонского») описывает, каким образом в 1765 был положен конец этим празднествам. Главным героем праздника, называвшегося Ярило и отмечавшегося ежегодно перед заговеньем Петрова поста (вплоть до вторника самого поста) в Воронеже, на площади за старыми воротами, куда сходились городские и окрестные сельские жители на ярмарку, был «юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом, изображавший собой Ярилу». Под его руководством происходили неистовые пляски. Тут же совершались игры, угощение, пьянство, кулачные драки, кончавшиеся увечьями, а иногда и убийствами (K: речь видимо идет о спортивных соостязаниях – Кулачном Бое). В увещании воронежцам Тихон писал: «Из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярило, который в сих странах за бога почитаем был. /.../ А иные праздник сей /.../ называют игрищем»; далее, со ссылкой на старину, сообщается, что люди ожидают этот праздник как годовое торжество, одеваются в лучшее платье и предаются бесчинству. Другие свидетельства также сообщают о гуляниях с песнями и плясками, продолжавшимися иногда всю ночь вокруг костров, горевших на возвышенном месте. Нередко отмечается, что эти гуляния, кое-где называемые ярилками (ярильным днем и т.д.), носили «разнузданный характер», что молодые девицы приходили на них «поневеститься». Эротический аспект культа Ярилы проявляется в отмечаемом в некоторых местах обычае хоронить Ярилу («погребать Ярилу», «погребать Ярилину плешь»). Обычно это делалось на холме, на особом месте, называемом Ярилина плешь. Есть сведения, что кое-где изготавливали из глины фигуры Ярилы и Ярилихи, которые потом разбивались и сбрасывались в воду. На вопрос о том, кем был Ярила, известен ответ: «Он, Ярила, любовь очень одобрял». Образ плеши Ярилы отсылает и к фаллической теме и к мотиву старости (плешивый старик). В этом контексте проясняется противопоставление молодого и старого Ярилы, как называют два смежных праздника, из которых один отмечается за неделю до Иванова дня (см. Иван Купала), а другой — непосредственно перед Ивановым днем. Эротическая символика Ярилы проявляется и в непристойностях, сопровождающих его праздник, в речениях, пословицах. загадках, ср.: «Выбежал Ярилко из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучит» (помело); «Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье съешь» (блины) и т.п. Для ритуалов, связанных с Ярилой, правдоподобно реконструируется карнавальная нейтрализация противопоставлений жизнь (рождение) — смерть, молодость — старость, иногда и мужской — женский. Наличие двух Ярил отсылает к теме божественных близнецов, сыновей Неба, а связь Ярилы с конем делает оправданным сравнение двух Ярила с др.-инд. Ашвинами или др.-греч. Диоскурами. Ярилу трудно отделять от некоторых других персонажей подобного типа или носящих сходное имя. В этой связи обращает на себя внимание Яровит у балтийских славян и некоторые топономастические данные. У сербов кое-где именем Jарило обозначают праздник и изготовляемую к нему ритуальную куклу. Ярила близок более поздний ритуально-мифологический образ Юрия — Егория (св. Георгий), открывающий приход весны. Характерно, что при всей популярности Ярилы как ритуального персонажа вплоть до 20 в. он никогда не зачислялся в разряд богов, и официальные источники не упоминают его вообще среди русских божеств. Напротив, он выступает как персонаж неофициальной «низшей» обрядности с сильным развитием обсценных черт. Тем не менее многое говорит в пользу исконного статуса Ярилы. Как предполагают, это имя служило эпитетом, определявшим, видимо, громовержца Перуна, который, как и ряд других аналогичных персонажей, сочетал в себе функции бога плодородия с воинскими функциями.

Ярилиха
На весеннем празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хороводы, пели песни: Волочился Ярило по всему свету, Полю жито родил, Людям детей плодил, Где он ступит, Там жито стеной, А куда взглянет, Там колос зацветет. Когда Ярилу праздновали второй раз (ближе к середине лета), молодежь собиралась за селением, на специальном месте — «ярилиной плешке». Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, — Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные «ярилины огни». Иногда празднества заканчивались «похоронами» Ярилы и его невесты — соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду. Этим люди будто говорили: «Побесились и хватит, пора и честь знать». Да и некогда больше было веселиться и плясать — с каждым днем прибавлялось все больше работы в поле.

Ярилка
Ярило. Эротическая символика Ярилы проявляется и в непристойностях, сопровождающих его праздник, в речениях, пословицах. загадках, ср.: «Выбежал Ярилко из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучит» (помело); «Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье съешь» (блины) и т.п.

Ярило
Ярила. Яр. Юрий. Георгий. Ярослав Мудрый. Ярило (Ярила, Ярий, Яровит). Ипостась бога Солнца. Правит с 22 марта до 22 июня. Бог любви, войны, покровитель оборотней. Считалось, что в начале своего правления Ярило молод, но к концу "превращается" в старика с белой бородой. Ярило едет по небу на белой козе. Ярило (Яр) — божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Это молодой, красивый человек на белом коне и в белой мантии с венком весенних цветов на голове. В левой руке он держит колосья. Весной справляли «ярилки», которые заканчивались похоронами Ярилы. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Ярило отождествляли с Солнцем. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. 4 июня — Ярилин день. Купава ... Когда его встречаем, жизни сила, Огонь любви горит у нас в очах. Любовь и жизнь — дары Ярилы-Солнца. Обш,ий хор Свет и сила, Бог Ярило. Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше. Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жиз ни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это — Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Народ гуцулов, карпатских горцев, весну называет ярью, а у костромичей яр — жар и пыль. Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица — поле пшеницы. Словом, все в это время предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным. Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селениях. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области. На Ярилиной неделе особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху и на отсуху, на зазнобу да на разгару. Лихие люди, умышляющие злобу на своего ближнего, «вынимают след» у него в эти дни, и, по народному преданию, это является особенно действенным средством. Много людей были и остаются тезками юного, безрассудного и бесшабашного бога весны. Это — Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава, Ярина.

Яровит
Геровит. Ярило. Бог войны у балтийских славян. Рановит и Поревит. Одно из имён Солнца. Триглав. Его атрибутами были золотой щит и шлем. У бедных почитался как защитник обездоленных и слабых. К врагам жалости не имел, и воины считали, что лучшей жертвой Яровиту будет поверженный противник. Ещё Яровит был связан с культом весеннего плодородия. Крестьяне считали, что этот бог охраняет посевы, цвет на деревьях. Если Яровит будет добрым, примет жертву, услышит обращение людей — осенью урожай будет хорошим. Из хроник Гельмольда (XII в.) и других летописцев того времени известно, что поляне, стодоране и раны почитали Солнце под именем Яровита, Рановита и Поревита. Геровит - у балтийских славян бог. В латинских средневековых сочинениях отождествлялся с римским Марсом. Атрибут Яровита — щит с золотыми бляхами на стене святилища в Вольгасте — нельзя было сдвигать с места в мирное время; в дни войны щит несли перед войском. Культовый центр Яровита во время праздника в его честь был окружен знаменами. Яровиту был посвящен также весенний праздник плодородия; в одном из источников приводится речь жреца Яровита, согласно которой Яровит властвует над зеленью и плодами земли; эти функции и имя «Яровит» позволяет сближать его с восточнославянским Ярилой.

Яросвет
Российский демиург вместе с Навной (Д. Андреев), предопределивший возникновение союза русских народов. Яросвет тогда вовсе не напоминал еще "духа снегов и пламени": то было радостноесолнечное дитя, мудрости Шаданакара. Для него это была игра. Эта игра стала перерастать в священнодействие, в миротворчество. Яросвет получил свои силы от Андрея Первозванного, почившего на территории русской Скифии. В церковном предании виден след некоего более древнего знания о первооснователе русской нации. Женой Яросвета была Звента (Свентара), у книжников – Соборная Душа. Создав супернарод, Яросвет породил себе соперника, узурпатора и исказителя его замысла. А что ещё можно ждать от детей. Дети идут дальше. И никто не знает, что они возьмут из родового наследия с собой в дорогу.

Ярославна
Оборотень. В «Слове о полку Игореве» она летит кукушкой.

Ярун

Ясень
Овсень. Баусень. Сын (ипостась) Бога солнца Ра. Его время от осеннего равноденствия 23 сентября до зимнего солнцестояния. Отсюда происходит слово «осень» и дерево ясень.

Ястреб
Ястреб свое гнездо носит под крыльями.

Ясунь
Голова Матери Сва. Краса вечная, какую и греки не знали. Эту красу Сварог показывает только русскому воину отходящему по лугам Сварожьим после суда чести Перунова. Идём мы под наши стяги, и это - стяги Ясуни! Ясунь, как и Матерь Сва, сияет седьмой красой, завещанной от богов. И просили мы в Ясуни, и Индра шёл за нами, как шёл за отцами нашими на ромеев в Трояновой земле. Не будем мы с греками жестокими и полонить их, проявим доброту русскую, ведь нас ведёт наша Ясунь. Ясунь - понятие противоположное дасуни. В зависимости от контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев.

Яша
Василь, Иван, Грицко, Адам и др. Аиста часто называют этими человеческими именами.

Ящер
Яша, Ясса, Iassa, Issaya, Йеша. Змей. Могучее враждебное чудовище. Общеславянский пекельный бог, согласно "Хронике Польской" Яна Длугоша, “Ченхстоховской летописи 1423 г.” Яна из Михочина. Змей, держащий землю. Древний враг Сварога и Сварожичей. Очень близок к Велесу. Культ этого бога был наиболее распространён среди северных славян (объединённые вокруг Новгорода). Не раз упомянут в польских церковных запрещениях языческих обрядов 1420-х гг. Возможно, является одной из ипостасей Велеса-Чернобога. В западнославянских средневековых источниках упоминается вместе с Ладо (см. Лад). Вероятно, владелец глубин и царства минералов. Жена именуется Белорыбицей. Музыка в мифе о Садко является богослужением ему Ящеру, а гусли имели форму ящерообразную (кстати, и Боян – Велесов внук). Носил имена: Водяник, Чудо Морское, Морской царь, Поддонный царь – бог морей из былин о Садко, позднее переосмысление образа Ящера и Волха. Ящер - идол, которому поклонялись новгородцы, когда Добрыня, присланный нязем Владимиром Красное Солнышко, изрубил его и водрузил вместо него Перуна, бога-воина. По западно-украинским поверьям, над змеями устраивает суд Подземный (хозяин) или Ящер; существует также предание о сражении змей за королевскую корону. По одной версии мифа, Ящер "пахтает" море, и из взбитой им пены рождается земля. То есть, Ящер, как мужское, активное начало. До этого Море, Желтые воды хаоса, полностью аморфны, ужасны, безвидны. Укрощенное Ящером, Море преобретает ритм, гармоничность. Сам же Ящер становится Морским Царем, и, одновременно, Колебателем Земли. Ср. эпоним женского полового органа: Бездна Морская. У Моря и Ящера множество дочерей, морских дев. Это не то же, что русалки. Море также ассоциируется с "тем светом", во всяком случае, со входом в него.

Ящерица
Животное, которое народная традиция относит к разряду «гадов». Ящериц иногда различают по полу: женской считают зеленую Ящерицу, а мужской — серую. Согласно некоторым поверьям, Ящерица появляется на свет из яиц чёрта и может сглазить и околдовать человека. Есть Ящерица, которая не горит в огне,— саламандра. Ящерица наиболее близка змее. Как и змею, Ящерицу называют гадиной и считают ее ядовитой. Полагают, что укус ее настолько ядовит, что может быть смертелен. Ящерица может прогрызть кожу человека и добраться до самого сердца. Как и в случае укуса змеи, человек, укушенный Ящерицей, должен как можно быстрее бежать к воде и напиться, чтобы спасти себе жизнь. Если он сделает это быстрее Ящерицы, то Ящерица погибнет, в противном случае умрет он сам. У южных славян бытуют поверья, что человек не излечится от укуса Ящерица, пока не услышит рева ишака, пока не пересчитает по зернышку целой меры проса, пока не найдет девять белых кобыл и девять сестер или не напьется молока от девяти сестер. Известны рассказы о том, как крестьянин в поле убил детенышей Ящерицы. Ящерица отомстила ему тем, что напустила яду ему в еду или питье, отчего он умер. Затем она опрокинула кувшин с водой, чтобы никто другой не отравился. Аналогичные рассказы существуют также об уже и о ласке. В то же время Ящерица спасает человека от укуса змеи: если вблизи спящего человека окажется змея, Ящерица влезает ему за пазуху и щекочет, пока он не проснется. Ящерицу бьют, чтобы она сбросила свой гадючий хвост, так как, по поверью, Ящерица берет себе хвост от гадюки. Или же оторванный хвост ее превращается в ужа или гадюку. По другому поверью, сама Ящерица превратится в змею, если у нее не оторвется хвост. Кроме того, подобно мифической гидре, куски разрубленной на части Ящерицы срастаются вновь — сами или под влиянием жабьей мочи. Аналогичное представление бывает связано и со змеей. Если бить Ящерицу кнутом или иссечь им ее на куски, а потом хлестать им скотину, то скотина будет худеть и иссохнет. Ящерицу используют в магических целях, часто для насылания порчи. Так, если подмешать в еду куски Ящерицы, то из них выведутся маленькие Ящерицы, которые задушат человека, когда клубками будут выходить через горло. Ведьмы сушат Ящериц, стирают их в порошок, подмешивают его кому-нибудь в водку, и человек умирает. Отвар из сушеных и истолченных Ящериц девушки дают выпить парню, которого хотят приворожить. Но если отвар постоит хотя бы сутки, он превратится в отраву, от которой человек сходит с ума, а потом умирает. Запрет убивать Ящериц связан с представлениями о душе. Как и во многих других животных, в ящерицах видят души умерших, поэтому при виде Ящерицы желают душе вечного упокоения. Убивать Ящериц считается грехом. Верят, что, если убить Ящерицу - самца, умрет отец убившего, а если самку,— мать, или что в наказание на том свете будешь с Ящерицей во рту. Говорят, что солнце плачет, когда увидит убитую Ящерицу. Поэтому убитую Ящерицу следует зарывать в землю. Ритуальное убиение Ящерицы, так же как и других животных, связанных с землей (ужа, жабы, медведки, ласки и др.), совершают н некоторых местах во время засухи, чтобы вызвать дождь. Существует поверье, что если разогнать палочкой двух борющихся Ящериц, то такой палочкой можно впоследствии разгонять тучи. Для изгнания из избы клопов и тараканов живую Ящерицу сажают в мешочек и подвешивают к матице. Ящерицы не живут около человеческого жилья. Верят, что Ящерица погибнет, если заглянет в окно дома. Ящерица, лежащая вверх брюхом возле дома, предвещает в нем пожар. Увидев весной первую Ящерицу, нужно разостлать пояс и перегнать Ящерицу через него, а затем опоясываться им — тогда не будет болеть поясница. У македонцев девушки ловят первую Ящерицу и трижды пропускают ее через рукав, чтобы не потели руки. Для избавления от головной боли сажают Ящерицу за пазуху или в шапку, которую затем вместе с Ящерицей надевают на голову. Больного лихорадкой окуривают кожей Ящериц или вешают ему на шею убитую Ящерицу, которую больной затем срывает и выбрасывает, и когда Ящерица высохнет, тогда и болезнь пройдет. Больным и рахитичным детям дают пить воду с золой от сожженной Ящерицы. Живых Ящериц и змей поджаривают в горшке на медленном огне и полученным жиром смазывают ульи для приманивания чужих или диких пчел. “Гадиной” называют у славян ящерицу. В легенде об аисте, охранителе и очистителе земли от гадов и прочей нечисти, бог приказывает аисту выбросить мешок с гадами, т.е. змеями, ящерицами, лягушками, жабами, вредными насекомыми. Змей происходит из животных, изживших естественный для них срок жизни: из девяти- или сорокалетних змеи, ящерицы, карпа, которых в течение этого срока никто не видел. Иногда Душу представляют себе в облике мыши, ящерицы и других хтонических животных. Они связаны с душой предка — “пращура” (змея, лягушка, ящерица, волк). Это нечистые, часто дьявольские создания (ср. легенды о создании дьяволом змеи, волка). Причиной болезни часто считалось проникновение в тело человека (во время сна, питья, еды) некоторых видов пресмыкающихся, земноводных и насекомых (жаб, змей, ящериц, гадов, черепах, червей, мух и т.п.), которые могли осознаваться как воплощение духов болезни. Из убитого летающего змея или развеянного пепла сожженного змея, по поверьям, зародились змеи, ящерицы и мыши.

Ящур
У славян относится к Гадам. В традиционной народной культуре отнесён в особый класс хтонических животных.

0 Comments:

Post a Comment

<< Home