Русский Богомер. Информограф

6.03.2006

Буква Х

Хала
Ала. Персонаж мифологии южных славян, огромный многоголовый дракон или змей, толстый и длинный, с крыльями под коленями и лошадиными глазами. Голова его на земле, а хвост в облаках (или наоборот). Иногда превращается в орла. Хала может пасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствуя созреванию хлеба. Она обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует чёрными тучами, градоносными облаками, уничтожает посевы и сады. Хала могут нападать на солнце и луну, заслонять их своими крыльями (тогда происходят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса Хала солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена Хала — бледнеет и сияет). Хала могут, чаще всего в канун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимется вихрь. Человек, захваченный таким вихрем, может сойти с ума. Хала известна в сербской, болгарской и македонской традициях. Хала — огромный змей (иногда многоголовый) длиной в 5—6 шагов, толстый, как человеческая ляжка, с крыльями под коленями и лошадиными глазами, или змей с огромной головой, находящейся в облаках, и хвостом, спускающимся до земли. Иногда приобретает облик орла. У болгар есть представление, что Хала — шестикрылая, с 12 хвостами. Она может пасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствующего созреванию хлеба. Обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует черными тучами, градоносными облаками, приводит бури и ураганы и уничтожает посевы и фруктовые сады. С халами борются св. Илья, а также змеи (в представлениях Вост. Сербии и Зап. Болгарии) и здухачи, охраняющие плодородие своих полей и садов. Халы также дерутся за волшебный жезл и стараются поразить друг друга ледяными пулями, и тогда сверкает молния или бьет град. Раненая Хала может упасть на землю, и тогда ее следует отпаивать молоком из подойника или ведра. В некоторых локальных традициях Халы, подобно змеям и здухачам, обороняют свои угодья от нападения чужих Хал. Халы могут нападать на солнце и луну, заслонять их своими крыльями (тогда происходят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса Халы солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена Хала,— бледнеет и сияет). Халы могут, чаще всего в канун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимается вихрь (ср. представление о двух чертях в вихре). Человек, захваченный таким вихрем, может сойти с ума. Халы иногда превращаются в людей и животных, при этом видеть их может только шестипалый человек. Близкий к Хале мифологический персонаж — ламя известен в македонской традиции. Она алчна и кровожадна. Она имеет вид огромной ящерицы с собачьёй головой и с крыльями, живет в пещерах и у источников и связана со стихией воды (может упасть на землю туманом, остановить воду, требуя человеческой жертвы, и т. и.) и богатством (охраняет клады). Южные славяне считали, что гром и молния происходят от борьбы мифических змей- драконов хал. По поверьям, на Груше (растущей в поле, с густой кроной, кривой) обитали вештицы и халы (Сербия). Южные славяне приписывали “производство” града покойникам- грешникам, утопленникам, висельникам или мифическим драконам халам, а также святым, “заведующим” градом: Варфоломею, Герману, Марку и др. На больших Дубах обитали гигантские мифологические змеи — покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды и боровшиеся с халами.

Хануман
После долгих поисков супруги Рама заключает союз с царем обезьян Сугривой, чей мудрый советник Хануман проник на Ланку. Обнаружив там Ситу, он сообщил об этом Раме, и тот, возглавив войско обезьян и медведей, построил мост через океан и осадил остров. В разгоревшейся битве Рама победил десятиголового Равану. Впоследствии Хануман стал слугой Господа Рамы.

Хапун
Хлоптун, хватун, похититель — неведомое и невидимое существо, персонаж мифологии западных славян. Дух мёртвого колдуна; дьявол, использующий внешнюю оболочку, кожу трупа умершего колдуна для того, чтобы по ночам сосать кровь и заедать живых людей. Обязательно в течении года хапун уносит одного человека. Куда уносит и что он с ним делает — никто не знает. Человек этот никак не мечен, а потому бояться хапуна должны все. Наиболее вероятный его облик — бродяга, нищий, солдат, монах.

Харон
Образ этого перевозчика через реки Аида у «бел горюч камня» встречается у Геродота и в сказке "Марко Богатый и Василий Бесчастный". Само имя богатого купца Марко указывает на место действия сказки. Марко - генуэзское имя, генуэзцы в средние века торговали в Крыму и на Кавказе, строили там города и крепости. Вполне возможно, что имя генуэзского купца заменило в сказке имя его предшественника-грека. В этой сказке Василий Бесчастный совершает путешествие к Змею Горынычу, который, очевидно, жил в царстве мертвых. То, что именно Змей был владыкой этого царства, подтверждают многочисленные сказки и былины. Василия к Змею перевозит некий перевозчик "старый дед, до колен борода". Перевозчик просит Василия узнать у Змея Горыныча - то есть у владыки царства мертвых, у Аида, долго ли ему еще перевозить, долго ли ему маяться? Василий узнает, что перевозчику достаточно передать кому-нибудь свое весло и оттолкнуть лодочку. Впоследствии славянский Харон передает свое весло Марко Богатому и уходит на покой.

Хата
Мотив «свадьбы предметов» печной трубы с хатой представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии.

Херувимы
В иудаистической и христианской мифологии ангелы-стражи. Херувим охраняет древо жизни после изгнания из рая Адама и Евы. Пророк Иезекииль описывает херувимов, явившихся ему в видении храма, так:«... сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, с другой стороны к пальме - лицо львиное...» (Иез 41, 18-19)... Согласно классификации Псевдо-Дионисия, херувимы вместе с серафимами и престолами составляют первую триаду девяти ангельских чинов. Дионисий говорит: «Наименование же Херувимов означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство преподавать и сообщать другим дарованную им самим мудрость». Так же принято считать иногда херувимов ангелами - детьми. Души умерших детей, которые и на небе остаются маленькими детишками.

Херувимы
Церковная традиция различает девять чинов ангельских: Серафимы, Херувимы и Престолы (высшая категория); чины Господства, Силы и Власти (средняя); чины Начала, Архангелы и Ангелы (низшая). Последние стоят ближе всего к людям, наставляют и поддерживают их.

Хетты
Хетты, наследники культуры атлантов, являются родственниками многих европейских народов. Лингвисты находят в хеттском языке много слов, вошедших затем в европейские языки, в том числе и в славянские. Считается, что племя гетов, соседствовавших с праславянами в I тысячелетии до нашей эры и живших у устья Дуная на берегу Черного моря - это потомки хеттов, выгнанных из Малой Азии ассирийцами. Впоследствии геты были ассимилированы частью славянами, а частью - другими европейскими народами, например, германцами. Многие античные авторы гетов и фракийцев считали славянскими племенами.

Химера
В греческой мифологии извергавшее о гонь чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона (по другой версии Химера имела три головы - льва, козы и дракона) По- видимому, Химера - олицетворение огнедышащего вулкана. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ (Горгулий) (например химеры собора Парижской богоматери) но считается что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей. "Крохотным созданием родилась крылатая Химера. Сверкала она красотой звездного Аргуса и ужасала уродством Страшного Сатира: чудом была она и чудовищем. И любила ее Ехидна, как раковина любит скрытую в ней жемчужину, и любовалась, как порхает вокруг пещеры невиданное создание, сверкая переливами своих удивительных перламутровых чешуек." "Со временем Химера превращается в понятие "химерического". Нескладный образ исчезает, а слово остается для обозначения невозможного. "Ложная идея, пустой вымысел" — такое определение химеры дает сегодня словарь."

Хитка

Хитник

Хлевник
Дух, живущий в хлеву. Помощник Дворового, проказник и колоброд. Благоволит трудолюбивым хозяевам. Он следит за порядком, ухаживает за скотом. Если поссорится с хозяином — выбирает себе в жертву домашнее животное и мучит его. Устраивает так, что скотина спадает с тела, отбиваясь от корма. А то — путает гриву, обрезает хвост или ощипывает шерсть. Чтобы избавиться от злого хлевника, знающий хозяин на потолке хлева вешает убитую сороку, дух ненавидит эту сплетницу-птицу. Новорожденных животных — овец, телят — раньше уносили из хлева и поселяли в избе вместе с ребятами, чтобы хлевник не задушил.

Хлевной

Хлевный
Живёт этот домашний дух в хлеву, отличается от прочих своей добротой и помогает содержать в порядке хлевы.

Хлевняк

Хлопотун
Дух мёртвого колдуна; дьявол, использующий внешнюю оболочку, кожу трупа умершего колдуна для того, чтобы по ночам сосать кровь и заедать живых людей. Хлопотуны поджидают момент, когда в чьёй-либо семье появится покойник: как только душа его расстанется с телом, хлопотун входит в покойника. Тогда в семье одно несчастье следует за другим. Хлопотуны могут принять чужой облик и проникнуть в свою (то есть в ту, где умер колдун, чей облик он принял) или чужую семью, тогда не только из этого дома, но и из деревни станут пропадать люди - хлопотун их поедает. Убить его можно ударом плетки от нелегченного коня, тележной осью, но только наотмашь и с первого раза, так как второй удар оживит хлопотуна.

Хлыст
Сами кликуши зачастую в припадке выкликают, что такой-то их испортил. Иногда верующие (хлысты, веденцы) своими действиями во время сборов доводят себя до кликушества.

Хмарник. Градивнык. Персонаж украинской демонологии. Похож на облакопрогонника. В украинской мифологии - чародей, способный защитить свое село от непогоды. Отвращая бурю, он бегает по селу, звонит в колокола, дерется с невидимыми духами, заклинает тучи. Предводитель бури, обычно прискакивающий в черном одеянии на черном коне, ни за что не одолеет опытного хмарника и вынужден будет высыпать град где-нибудь за селом. Хмарниками либо рождаются, либо становятся, продав душу чернокнижнику, который после сделки вручает новоявленному хмарнику - повелителю стихий чудесный посох.

Хмель
Растение и бог, имеет несколько ипостасей: 1) растение, из которого приготавливают божественный напиток, 2) бог Хмель, аналогичный индийскому Соме и иранскому Хоме, жених Сурьи, дочери Солнца. Как ходила Лада по небесному саду, как ходила, гуляла и сеяла Хмель, а как сеяла - приговаривала: - Поднимайся, Хмель, по тычинке вверх, ты расти, Хмелюшка, - голова весела! От чего ты, Хмель, зарождаешься, по чему ты, Хмель, поднимаешься? Зарождаешься ты - от Сырой Земли, поднимаешься по тычиночке. И куда ты, Хмель, поднимаешься? Поднимаешься к Солнцу Красному, чтоб сияла как Солнце питная Сурья! Чтобы Сурица пилась во славу богов! Как у Хмелюшки ножки тоненькие, голова его высока, умна, а язык у Хмеля весьма болтлив. У него бесстыдные оченьки, руки держат всю Землю Матушку. Набухай же, Хмель, ты пьянящей силой! Набухай своими стеблями! Без тебя, без Хмеля, не варится пиво, без тебя, без Хмеля, Сурьи не бывает, без тебя, без Хмеля, и праздник не весел.

Хмурники
Предводители туч могут представляться в виде орла, змея, дракона (см. Хала). В польской традиции эта функция принадлежит Планетникам, или хмурникам, которые тянут тучи по небу, держат их, чтобы не шел дождь; сбивают туман в тучу, наполняют тучи водой с помощью радуги, толкут железными цепями лед, превращая его в град, посылают на землю дожди, наказывают градом за грехи (рождение и умерщвление внебрачного ребенка, сожительство дочери с отцом н т.п.).

Ховала
Ховало. Дух с двенадцатью глазами, которые светятся ночью и освещают ему путь, олицетворение зарниц, может раскалять небо докрасна, особенно перед закатом. Существо с двенадцатью глазами, расположенными как бы на невидимом обруче вокруг головы. Когда Ховала идет по деревне, то освещает ее подобно зареву пожара. Одни считают его зловредным, другие утверждают, что лучи из глаз Ховалы способствуют росту растений и скотины. Утверждают, что днем из его очей исторгаются лучи тьмы, и то место, куда они падут, сразу становится невидимым: он как бы "ховает", то есть прячет все вокруг. Когда засуха, солнце светит и выжигает всё на огороде — это ховала сердится. Живёт ховала там, где спрятаны сокровища, где зарыт клад, и если кто слишком настырно пытается нечесным путём взять этот клад — ховала может ослепить. Поднялся Ховала из тёплой риги, поднял тяжёлые веки и ныряя в тяжёлых склонённых колосьях, засветил свои двенадцать каменных глаз, и полыхал. И полыхал Ховала, раскаляя душное небо. Казалось, там — пожар, там разломится небо на части и покончится белый свет.

Хованец
Годованец, выхованок. В украинской демонологии (Прикарпатье) дух, обогащающий хозяина. Хованец представляется в виде маленького мальчика или цыпленка. По происхождению Хованец связан с «заложными» покойниками: Хованцем становится выкидыш через 7 лет после аборта; в течение этого времени Хованец просит прохожих о крещении. Человек мог вывести для себя Хованца из яйца, снесенного петухом или черной курицей, которое нужно носить под левой подмышкой 9 дней, в течение которых нельзя умываться, стричь ногти, молиться, креститься; если Хованца не доносить, то он замучает человека до смерти. Хованца можно купить, отрекаясь при этом от Христа и Богородицы , глумясь над крестом и иконами. Считалось, что при покупке и выведении Хованца человек продает свою душу дьяволу. Хованец живет в доме на чердаке, питается несоленой пищей, прежде всего пшеничным хлебом, молоком и сахаром. Хованец обеспечивает богатство своему хозяину, процветание дому и хозяйству, заботится о скоте. В доме может быть несколько Хованцев, распределяющих между собой работу — один сторожит дом от воров (как и др. дух, скарбник), другой заботится о пасеке (как и дух - пасечник), третий работает в поле и т.д. Если Хованец обидится на что-то, напр., ему дадут соленую пищу, то он перебьет всю посуду, может выбить хозяину глаза и вообще уйти из дома, унося с собой и счастье, или замучает хозяина так, что тот повесится. Со смертью хозяина хованца исчезает и богатство в доме. Смерть такого человека очень тяжела: по гуцульским поверьям, душу его Хованец относит в ад самому старшему дьяволу, который загонит ее в яйцо, а из него вылупится еще более злой дух. Избавиться от Хованца можно с помощью священника, трижды освятив хату, перебросив Хованца через крышу, отнеся его за девятую межу. Хованца, как и чёрта, убивает гром. Его можно убить, ударив наотмашь, но если Хованца после этого стукнуть по голове буковой палочкой, он воскреснет. У всех славян считается, что старый петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо, из которого может вывестись хованец, принимающий вид, маленького человечка. Хованец - существо нечистое и исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается такой, вышедший из яйца хованец, молоком и яичницей без соли.

Ходячий мертвец
В быличках и сказках горшечник встречается с ходячими мертвецами и одерживаетнад ними победу.

Хозяева иного Мира
Иной мир воспринимался, с одной стороны, как очень далёкий и труднодостижимый (находящийся под землёй или на небе). Могущественный колдун, сумевший проникнуть в него, возвращался обратно умудрённым, обучившимся магическим приёмам и приносил с собой различные чудесные предметы. А с другой стороны, иной мир мыслился как близкий, часто посещаемый человеком, как будто это знакомый лес, болото или горы. Хозяева леса — Медведь и Волк — одновременно представлялись и хозяевами иного мира. Но самым грозным из хозяев иного Мира считался владыка подземного и подводного мира — Змей.

Хозяева
В колядках, волочебных и свадебных песнях хозяева или молодожены уподобляются небесным светилам, а в гости к ним в дом приходят солнце, месяц и ветер.

Хозяин бани
Банник. Если кто пожелает быть невидимым, тот должен во время Христовой заутрени прийти в баню и, найдя там ее хозяина, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать с нею как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.

Хозяин всех вод
В селах Пловдива воспринимали св. Георгия как хозяина и «держателя» всех вод: он убил змея, чтобы дать людям воду.

Хозяин гуменный
В быличках гуменный хозяин предстает в разных обликах: человека в белом, старика, барана, журавля.

Хозяин земли
Св. Георгий – покровитель скотоводов и землепашцев, открывающий весеннюю пору полевых работ.

Хозяин и покровитель водного пространства
Водяной. Восточнославянский Водяной осмысляется как хозяин водоема, всей рыбы и животных, которые в нем обитают. У западных славян Водяной не имеет статуса хозяина водоема: он там просто живет, зато подчеркивается его происхождение из утопленников. У южных славян образ водяного духа развит слабо и ассоциируется с дьяволом, сидящим в воде или с неким духом-хозяином озера, имеющим облик коня, барана, жабы или железного человека.

Хозяин леса
Чукчи верили в хозяина леса, у него деревянное тело, он без рук и ног, перекатывается; в то, что есть владыка оленей и всего другого зверя, он ростом мал, в палец, вместо оленей запрягает мышей, а лемминг — его белый медведь; это он посылает охотникам стада оленей, но требует выполнения всех древних обычаев и жертвоприношений.

Хозяин
Домовой. Хозяин жил в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы “домовой не перевёлся”. Князя Владимира тоже звали хозяином. Он — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи.

Хозяйка Горы
Медной Горы хозяйка.

Хозяйка зверей и мира мёртвых
Баба-Яга.

Хозяйка

Хозяйки колодцев и ручьёв
Божествами влаги и плодородия у славян были русалки и вилы, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о девушках-лебедях, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающих силу колосу.

Хозяйнушка

Хозяйнушко гуменный Дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне.

Хозяйнушко

Хозяйственный божок
Полуночник.

Хозяюшка

Хозяюшко

Холера
Существо, родственное с облачными девами. На Руси ее представляют старухою, с злобным, искаженным страданиями лицом. В Малороссии уверяют, что где она ни остановится переночевать — не останется там живых. В некоторых деревнях думают, что холера является из-за моря и что это три сестры, одетые в белые саваны. Холера - повальная болезнь, что летает над деревнями в виде огромной черной птицы со змеиными головами и хвостом. Летает она ночью, и где заденет воду железнымкрылом, там разразится мор. Зовут ее в народе Птица-Юстрица. От холеры уходят в нетопленую баню, залезают на полок и притворяются умершими. Также запирают двери в домах: болезнь решит, что никого нет, и уйдет. На Руси Холеру представляют старухою со злобным, искаженным страданиями лицом; в Малороссии уверяют, что она носит красные сапоги, может ходить по воде, беспрестанно вздыхает и по ночам бегает по селу с возгласом: "Была беда, будет лихо!". Где она остановится переночевать, в том доме не уцелеет в живых ни одного человека. В некоторых деревнях думают, что Холера является из-за моря и что их три сестры, одетые в белые саваны. Однажды мужик, отправляясь на базар в город, подвез с собою двух сестер Холер; они сидели на возу, держа на коленях узелки с костями; одна из них отправлялась морить людей в Харьков, а другая - в Курск. Кашубы считают, что серым дымом на человека налетает холера, отчего тот сразу умирает. Согласно белорусским представлениям в виде Тучи ходит от села к селу холера.

Холмовики
Жители холмов. В фольклоре обитателей острова Мэн злобные фейри, едва ли не самые зловещие изо всех. Жители холмов - иначе их называют холмовиками или хогменами - живут в пещерах или внутри холмов; основное занятие холмовиков -- пасти домашних животных, которые у них все голубого цвета. Хогмены - великолепные кузнецы и непревзойденные толкователи рунических письмен. Они не выносят солнечного света и показываются лишь с наступлением ночи. Холмовики похищают женщин и детей, поджигают амбары и выкидывают прочие пакости. Правда, если относиться к ним уважительно, они станут вести себя прилично: если у соседа-смертного родился ребенок, хогмен обязательно подарит малышу кошель с золотыми монетами. Впрочем, считается, что в ночь на Хеллуин (11 ноября) из дома лучше не выходить, какими бы ни были отношения с хогменами. В эту ночь хогмены переселяются из одной пещеры в другую, из холма в холм, и любого, кого они заметят ожидают серьезные неприятности.

Холмогорские черти

Хомут

Хомутец

Хомутинница

Хомутница

Хомуток

Хор
В славянской мифологии бог Хор, часто его называли Гор, получил название Хорс. Он считается родственным Дажьбогу, но олицетворяет не солнечное сияние как Дажьбог, а просто свет. Кажется, что Хорс и Дажьбог просто поменялись местами, ибо Хорс как раз и есть Солнечная Корона, и в этом смысле Хорс есть внешняя часть Ярилы, Ясность (Чудинов). Хорваты явились племенами, подчеркивающими веру в Хора или Гора, то есть существо, связанное с солнечной Короной. По египетской религии солнечный бог Гор считался ниже верховного владыки солнечного же бога РА. Кроме того, Хор или Гор должен ассоциироваться со славянским словом Гора в качестве возвышенного места, где и должен отправляться культ Гора. У славян есть праздник – это Красная Горка, связанный с Новым Годом и с освобождением Дажьбога из заточения, из плена, когда он был прибит к скале на Кавказе. Египетские фараоны до пятой династии отождествлялись с богом Гором (Хор), традиционным покровителем раннединастических царей. Бог солнца Ра – дневное солнце и он теснейшим образом связано с Хором-соколом. Изначальное имя солнечной ипостаси — Яр (варианты Яр-а, Й-ар, Йа-ра).

Хореев
Вождь славянских хорват. Вёл своих хорват вместе с Кием и Щеком на Запад, а впереди шёл Орей.

Хорив
Горовато. Брат Кия, сын Орея, по Велесовой книге - прародитель славянского племени хорват. После Потопа пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей вей - Кия, Щека и Хорива младшего. Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял. Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - русь.

Хороможитель
Бес Хроможитель. Упоминается в средневековом «Слове св. Василия». Можно сравнить его с доможилом. Жил за печькой.

Хорс
Бог Солнца и солнечного диска, око неба. Хорс - Сын Сварога, Рода или ипостась Бога Солнца Ра. Супруг Зари-Зареницы. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения. В славянской мифологии бог Хор, часто его называли Гор, получил название Хорс. Он считается родственным Дажьбогу, но олицетворяет не солнечное сияние как Дажьбог, а просто свет. Кажется, что Хорс и Дажьбог просто поменялись местами, ибо Хорс как раз и есть Солнечная Корона, и в этом смысле Хорс есть внешняя часть Ярилы, Ясность (Чудинов). Ласковый и добрый бог, который всем отдаёт своё тепло. Победить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя; поднимается он выше всех на небе. Представляется молодым красивым юношей. На идолах бога Хорса были изображены солнечные знаки. Хорс — бог пантеона Киевского князя Владимира, его день — вторник. Хорс - Божество света, родственное Дажьбогу. Но если Дажьбог - воплощение солнечного сияния, то Хорс - владыка света белого, независимого от источника, противостоящего хаосу, тьме, небытию. Хорс - это небесное око: всезнающее, всеведающее, всеблагое. Хорс - Бог солнца пошедшего от зимы к весне. Молодое солнце, возрождающееся. Его время после зимнего солнцестояния (самая длинная ночь, самый короткий день) 21-22 декабря до весеннего равноденствия (продолжительность дня и ночи равны) 21 марта. Хорс особенно культивировался в земледельческую эпоху. Представление о том, что солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим народам; славянские книжники подчёркивали зависимость светила от вечного света: «Вещь бо есть солнце свету» («Солнце только воплощение света»). Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор, связанные с истинным порядком вещей (правью) и совместным делом. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец — хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колёса, также символизировавшие светило. Хорс и Семаргл — божества скифского происхождения, их культ пришёл от восточных кочевников, поэтому оба этих бога широко почитались только в Южной Руси, граничившей со Степью. Когда Хорс женился на Заре-Заренице. Ликовала на свадьбе Зари и Хоpса вся Сыра Земля: Свaрог с Ладою, Велес и Пеpун, все Cварожичи, вместе с ними - вся подвселенная. Потом украл светлый Месяц у Хоpса Зарю, а Пеpун потом покарал его Месяца. В Велесовой Книге сказано, что когда славу поём до полудня и возглашаем великую славу Хорсу златорунному, коловращающему Сурью. В древнерусской «Беседе трех святителей» написано: «Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громная есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господень летая бьетъ крылома и гонитъ дiавола». В поучениях против язычества среди прочих богов Хоурс (видимо – Хорс) упомянут среди прочих богов рядом с Артемидой, Перуном, вилами, Мокошью, упырём и берегинями как поганый. До прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность. Хорс — бог солнечного, жёлтого, света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу (хоровод) и круговых построек. Даже город Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света — Хорсунь. Хорс считался заботливым помощником земледельцев. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», — с уважением говорили о нем. При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами. Не может, например, солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Культ солнца-светила известен уже у земледельцев Неолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному «Морю мрака», чтобы утром вновь появиться на небосклоне. В «Повести временных лет» рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве на холме в числе главнейших богов. В «Слове о полку Игореве» сказано, что Всеслав Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу-Хорсови. Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике «Хождение Богородицы по мукам» записано: «Хорса, Велеса, Перуна на боги обратила». То есть, говориться о том, что славянами был создан культ упомянутых богов. Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", в записях "О идолах Владимировых", "Память и похвала Владимиру" и житии "блаженного Володимера"; "Слове некоего Христолюбца", "Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом", поминается он и в "Беседе трех святителей". Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал изображение Хорса близ Пскова: "Корс (т.е. Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч". Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ Хорса восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Колоксай (Солнце-царь) - сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда бог Хорс - Сварожич. Корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого. Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, - массовые танцы, после которых ему приносят жертву - специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» - круглый ритуальный пирог - курник. День Хорса - воскресение, как и у Даждьбога, металл - червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним - 21 по 25 июня (Купала), осенним - 21 - 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы. Хорваты явились племенами, подчеркивающими веру в Хора или Гора, то есть существо, связанное с солнечной Короной. По египетской религии солнечный бог Гор считался ниже верховного владыки солнечного же бога РА. Кроме того, Хор или Гор должен ассоциироваться со славянским словом Гора в качестве возвышенного места, где и должен отправляться культ Гора. У славян есть праздник – это Красная Горка, связанный с Новым Годом и с освобождением Дажьбога из заточения, из плена, когда он был прибит к скале на Кавказе.

Хорсет
Бог. Подобен русскому богу с именем Хорс. Он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность.

Хорсови
Таким именем назвал автор «Слова о полку Игореве» Хорса.

Хорсъ
Жидовин. В древнерусской «Беседе трех святителей» Василий говорит Ивану про Хорса жидовина.

Хосэдем
У кетов (енисейских остяков) в соответствии с общемировой троичной традицией три женских Божества, три Великих Богини: вредоносная Хосэдем, живущая под землей или в скале (функционально она напоминает карело-финскую Лоухи и явно пришла из Древнекаменного века), живоносная Хаседбам и, наконец, лебединая Томэм – Мать жара, олицетворяющего огонь и Солнце.

Хосэдбам
У кетов (енисейских остяков) в соответствии с общемировой троичной традицией три женских Божества, три Великих Богини: вредоносная Хосэдем, живущая под землей или в скале (функционально она напоминает карело-финскую Лоухи и явно пришла из Древнекаменного века), живоносная Хаседбам и, наконец, лебединая Томэм – Мать жара, олицетворяющего огонь и Солнце.

Хотен Блудович
Относится к числу новгородских богатырей, но приуроченье его к циклу Владимира настолько прочно, что, где бы былина ни сложилась, ее нужно рассматривать как одну из составных частей этого цикла. Сюжет былины таков: на пиру у князя Владимира мать Хотена, вдова Блудова, поссорилась с вдовой Часовой. Часова хвасталась своей дочерью Чайкой и девятью сыновьями, которые могут полонить Хотена. Хотен убивает шесть сыновей Часовой, а трех берет в плен, Чайку же хочет отдать за своего паробка. Часова упрашивает Владимира побудить Хотена жениться на Чайке, но Хотен, поставив копье, требует, чтобы его покрыли золотом: тогда он женится на Чайке. Халанский считает эту былину московской, Вс. Миллер - новгородской. Основания для такого утверждения шатки, что указал уже Владимиров. Оба исследователя ссылаются на бытовые черты, но они не исключают и киевского происхождения. Имена скорее говорят за Киев: Владимир, Блуд. За Новгород говорит только упоминание о том, что Блуд блудил по Новгороду; но оно носит характер позднейшей вставки. Мотив "девять сыновей вдовы и дочь", в связи с борьбой девяти сыновей с зятем встречается в малорусских колядках и сербских песнях.

Хоурс
Хорс. Упомянут в поучениях против язычества среди прочих богов рядом с Артемидой, Перуном, вилами, Мокошью, упырём и берегинями как поганый.

Хохла

Хохла-мохря

Хохлик

Хохря-махря

Храбр
Черноризец. О славянах пятого века обосновавшихся между германо-скандинавами и тюрками в Сибири, черноризец Храбр писал, что они "пишут чертами и резами". Вполне вероятно, что "черты и резы" были символической системой "славянской руники", являющейся как бы промежуточным слоем между германской и тюркской системами. Указание Храбра на то, что древние славяне "гадают" по резам, указывает на то, что славяне использовали свои руны так же, как германцы - они служили им одновременно и азбукой и методом сакральных ритуалов (в низшей своей форме - предсказаний).

Хрипуша или Грынуша
Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Ложится на грудь и выходит харканьем.

Христианский священник
У всех славян негативно оценивалась Встреча с христианским священником или монахом: чтобы избежать плохих последствий, следовало вернуться домой или продолжить путь, но этом плюнуть; сделать пальцами рога, показав в сторону от себя; бросить вслед священнику соломинку, шпильку, булавку и т. п.

Хтонические силы
Тёмные силы. В противоположность им– князь Владимир Красное Солнышко.

Хтонические существа
Мифологические персонажи и животные, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В славянской традиции к Хтонические существа относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром, в том числе ворон, волк и др. К Хтоническим существам принадлежал, согласно реконструируемым славянским мифам, змеевидный противник громовержца Волос. Двойственной природой в славянской традиции наделялись многие домашние животные — козел, конь и др.: их ритуализованная смерть (жертвоприношение) должна была способствовать плодородию земли и т. п. Гады — животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый класс хтонических животных. Иногда Душу представляют себе в облике мыши, ящерицы и других хтонических животных. Глухота рассматривалась и как следствие неблагоприятного воздействия на человека хтонических существ и гадов. Так, согласно южнославянским поверьям, человек мог оглохнуть, если услышит писк убитой им саламандры или лягушки.

Хтонические чудовища
Прототипами трех богатырей (Горыня, Дубыня и Усыня) можно считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды и т.п.

Худенький

Худич
Также Злебог, Кровник, Злодий. У западных славян бог вечного мучения, которое ожидает в Пекле негодяев, воров, убийц, злодеев после смерти. Изображали его в виде чудовищной змеи, и был он неистощимым на казни, которые ожидали его жертв!

Худой

Хухлик
В русских суевериях водяной черт; ряженый. Название хухляк, хухлик, по - видимому, произошло от карельского huhlakka - "чудить", tus - "привидение, призрак", "одетый странно" (Черепанова 1983). Облик хухляка неясен, однако говорят что он сходен с шиликуном. Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и становится особенно активным во время Святок. Любит подшучивать над людьми.

Хухляк

Хухоль

Хухольник

Хухолятка

0 Comments:

Post a Comment

<< Home