Русский Богомер. Информограф

6.03.2006

Буква А. Андрос - Аркон

Андрос
Андрей. Апостол. По гречески – мужчина.

Аниука
Буряты очень верят в злых духов. Аниука и является одним из таких злых духов. Это маленькое, но очень опасное и кровожадное существо, которое пьет кровь маленьких детей. Если бурят заподозрил. что его ребенок стал жертвой вампира, то призывает на помощь шамана, который помогает избавить ребенка и его семью от навалившейся беды.

Анка
Аравийское название Феникса.

Анна Ивановна
Полунощница.

Анна
У южных славян в день св. Варвары, в день св. Анны или Андреев день готовилось обрядовое кушанье варица из Зерна злаковых, кукурузы и бобовых, чтобы все посеянное принесло богатый урожай.

Антий
«Произносить слово антихрист считается грехом, вместо него говорят антий» (Перм.). В Пермской, Костромской и Вологодской губерниях антипода Бога называли Антий, Антихрист — Антит (Перм.) Так же называли и подручных Антихриста — чертей.

Антип
Антип, антипка — результат народной переделки имени противника Бога — Антихриста. В Пермской, Костромской и Вологодской губерниях антипода Бога называли Антий, Антихрист — Антит (Перм.) Так же называли и подручных Антихриста — чертей. Черт, «антибог», приобрел имя собственное Антип еще и потому, что называть чёрта его настоящим именем было небезопасно, произнесение имени как бы материализовывало своего носителя. Согласно несколько иной трактовке, название «антипка» может быть свяэано с переосмыслением имени библейского Ирода-Антипы, казнившего Иоанна Крестителя, а также соотносится с народной трактовкой образа святого Антипия (Антипы), властного над разрушительной стихией половодья (ср. Антип-половод, антипы-полеводы (Яросл., Новг.), «Антипа в овражке топит», «Антипа воду распустил» и др. Можно трактовать мифологические названия антипка, анцибол как славянский языческий субстрат (представления о враждебных болотных духах), центром кристаллизации которого стало личное имя Антипий, вошедшее в святцы православия». У всех славян считается, что старый петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо антипка, принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо — нечистое. Оно исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли.

Антипа Ирод
Название «антипка» может быть свяэано с переосмыслением имени библейского Ирода-Антипы, казнившего Иоанна Крестителя, а также соотносится с народной трактовкой образа святого Антипия (Антипы), властного над разрушительной стихией половодья (ср. Антип-половод, антипы-полеводы (Яросл., Новг.), «Антипа в овражке топит», «Антипа воду распустил» и др.

Антипий
Название соотносится с народной трактовкой образа святого Антипия (Антипы), властного над разрушительной стихией половодья (ср. Антип-половод, антипы-полеводы (Яросл., Новг.), «Антипа в овражке топит», «Антипа воду распустил» и др. Полагали, что от зубной боли защищали свв. мученики Антипий (11.IV). Страдавшие зубной болью праздновали дни этих святых, молились им.

Антипка беспятый
Антип, антипка — результат народной переделки имени противника Бога — Антихриста. Черт, «антибог», приобрел имя собственное Антип еще и потому, что называть чёрта его настоящим именем было небезопасно, произнесение имени как бы материализовывало своего носителя. Прибавка «беспятый» характеризует одну из существенных деталей во внешнем облике чёрта, который «потусторонен», «неполон»— и похож на человека, и отличен от него. «Нечеловеческие» ноги чёрта в представлении крестьян напоминают лапы животного или птицы.

Антипка
Антип. Результат народной переделки имени противника Бога — Антихриста. Можно трактовать мифологические названия антипка, анцибол как славянский языческий субстрат (представления о враждебных болотных духах), центром кристаллизации которого стало личное имя Антипий, вошедшее в святцы православия».

Антит
Антихрист.

Антихрист
Представления народа об Антихристе, сложившиеся под влиянием библейского учения, сочинении отцов церкви и апокрифов, пронизаны ожиданием неизбежною конца света. Россия приняла христианство из Византии в то самое время, когда там вопрос о близости кончины мира был в полном разгаре. облик Антихриста фантастичен, страшен. «Видение лица его мрачно: власи глави его остри, яко стрелы, вид ему яко и дивьяку, око ему деспое аки и звезда заутра восходящая, а другая аки льву, уста ему локти, зубы ему пяди, персти ему аки и серпи, стопа ногу его пядию двою, и на лици его пишется Антихрест». В представлениях народа Антихрист, воплощение Сатаны, не только именуем «зверем», «змием», но принимает обличья огромного змея или чудовища. Рожден Антихрист будет черницей. Сидя в келье, она услышит птицу, «поющую таковые песни, иже ни ум человеч возможет разумети. Она же открывши оконца и хотя обозрети птицу, птица же взлетевши и зашибет ее в лице», «и в том часу зачнется у нея сын пагубе, окаянный Антихрист». Антихрист потребует прийти и поклониться ему, налагая на поклоняющихся «антихристову печать» и выдавая за это «мало снеди». Все сокровища и власть в этот момент сосредоточатся в руках Антихриста, а на земле наступят невиданные засуха, голод, «реки потекут кровью». Отказ поклониться Антихристу станет равносилен смерти от голода и жажды. «Антихрист будет обольщать мир своими знамениями и чудесами по пущению Божню, потому что исполнилось нечестие этого мира; настало время искусить людей духом льсти, — говорится в Слове Ефрема Сирина, пользовавшемся особой любовью древнерусских читателей. — И велик нужен подвиг для верных, чтобы устоять против тех чудес и знамений, какие он совершит». Для обличения Антихриста Господь пошлет Иоанна Богослова, Еноха, Илию, но Антихрист убьет их. Ему поклонятся все живущие на земле, «не записанные в книге у Агнца» и отмеченные печатью Антихриста на правой руке или челе. Однако Антихрист не оправдает надежд голодных, они «разочаруются и восплачутся». Продлившись три с половиной года, царство Антихриста закончится вторым пришествием Христа и Страшным Судом — «тогда явится знамение Сына Человеча с небеси силою и славою многою». На картинах Страшного Суда (излюбленная тема русских иконописцев) «Ангел показывает Даниилу четыре царства погибельных — Вавилонское, Мидское, Перское, Римское, еже есть Антихристово. По русскому преданию, греческий проповедник «показал Владимиру картину Страшного Суда, причем объяснил ему, что если кто в их веру вступит, то, умерши, воскреснет, и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит, то на том свете в огне гореть будет, и этим произвел сильное впечатление на Владимира». На Руси «непрерывающееся» ожидание пришествия Антихриста и конца света усиливалось в переломные моменты истории. «Ныне последнее время и летам скончание приходит и конец веку, — говорится в послании митрополита Киприана (XIV в.). — Бес же весьма рыкает, хотя всех поглотить, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились». Сходная мысль — о близости кончины мира по истечении 7 тысяч лет от его сотворения — развивается и в житии Сергия Радонежского, «воссиявшего», по мнению автора жития, именно перед концом света. Своеобразие связываемых с Антихристом представлений заключается и в том, что начиная с XVII в. государство устойчиво воспринимается рядом россиян как Антихристово. Часть русского населения (и более всего, даже по смягчении гонений на них, — раскольники) живут в условиях «длящейся кончины мира», расцвеченной разнообразными государственными неурядицами. Некоторые полагали, что Антихрист проник не только в гражданское общество, но и в стихии — землю, воду, огонь.

Антоност
Вариант названия Алконоста.

Анцибол
Можно трактовать мифологические названия антипка, анцибол как славянский языческий субстрат (представления о враждебных болотных духах), центром кристаллизации которого стало личное имя Антипий, вошедшее в святцы православия.

Анцыбал
Болотный черт; водяной; Дьявол, Сатана. Название анцыбал нередко относится к нечистой силе, обитающей в болоте. Это наименование закрепилось в бранных выражениях: «Ах ты, анцыбал этакой!» (Курск.), «Анчибал ты проклятый!», «Чтоб тебя подхватил анчибил!» (Орл.). На Урале кочечного, болотного лешего именуют «анцыбал».

Анцыбул
Анцыбал. Болотный черт; водяной; Дьявол, Сатана.

Анцыпар
Ничыпар. Самый старый чёрт. В Белоруссии было распространено верование, что АД — пекло, находится под землей в болоте, что сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен ад, наполненный грешниками и чертями. Ими управляет самый старый черт Анцыпар, Ничыпар, постоянно живущий в аду «на 12 цепях, за 12 дверями». Подобные представления об аде известны в сказках и быличках.

Анчибал
Анцыбал. У Орловских – это болотный черт; водяной; Дьявол, Сатана.

Анчибил
Анцыбал. У Орловских – это болотный черт; водяной; Дьявол, Сатана.

Анчихрист
Антихрист.

Анчутик
Анчутка. На Смоленщине анчутик — «странное название чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, — обыкновенно им пугают детей и подростков».

Анчутка
В восточнославянской мифологии нечистый дух славян, злой дух, бес, кикимора, бесёнок, водяной чертёнок, обитающий в болоте, имеет крылья. Помощник водяных болотных, Ещё его называют «беспятым», «беспалым»; хромота — одна из основных примет нечистой силы. Анчутка - одно из наиболее распространенных названий нечистой силы. Анчутка - одно из русских названий чертенят. Анчутка — одно из наиболее распространенных названий нечистой силы, чёрта, чертиков. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского слова Anciute — «маленькая утка». Действительно, анчутка, чертик — существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает). Согласно общераспространенным поверьям, нечистая сила, в том числе черт, «очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней». На юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. Иногда Анчутками называют водяных, болотных. Обычные его эпитеты — «беспятый» («беспятая»), «роговой», «беспалый» — означают принадлежность к «нечистой силе». Выглядет якись собачатко, як ото шарча, лежить и пятка у него одна на одной нози обсмалена. Завернётся в клубочек, та мугиче. Опытные, пожилые деревенские хозяйки советуют: "Во время грозы нельзя быть с растрепанными волосами, в подоткнутом платье — много места тут укрываться анчутке беспятому (бесу). На Юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. На Смоленщине анчутик - "странное название чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, - обыкновенной им пугают детей и подростков." Анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком. На Орловщине и Тамбовщине анчуткой именовали домового, а в Калужской губернии — лешего. На Смоленщине анчутик — «странное название чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, — обыкновенно им пугают детей и подростков». Эпитеты «беспалый» и «беспятый» характеризуют «нечеловеческий» облик анчутки-чёрта (чёрта нередко представляли с гусиными пятками).

Аншихрист
Антихрист.

Аполлон
Греческий Бог. Одна из ипостасей русского Бога Рода. Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода — это одна из мировых религий. Он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях. Он утверждал, что Род — одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли. Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. Мудрецы и служители Аполлона (его ипостась) Абарис и Аристей, обучавшие греков считались выходцами из страны гипербореев. Они владели символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственно силой.

Аполоний
Полагали, что от зубной боли защищали свв. мученики Антипий (11.IV), Фоманида (13.IV), Тихон (29.VI), Аполония (9.II) и др. Страдавшие зубной болью праздновали дни этих святых, молились им.

Апостол
Втайне от Христа апостолы ели и выплюнули остатки трапезы, которые стали потом грибами (западные славяне, украинцы и белорусы).

Апраксия
Былины не раз упоминают жену Владимира Апраксию (Евпраксию, Опраксу, Апраксеевну и т.п.) — королевишну, и один из былинных сюжетов посвящен тому, как Добрыня Никитич и Дунай едут к литовскому королю и сватают Апраксию в жены Владимиру (в этом же сюжете упоминается и ее сестра Настасья, ставшая женой Дуная и вместе с ним погибшая). Апраксия в одних случаях — достойная жена своею мужа, гостеприимная, ласковая и мудрая (иногда, когда Владимир ссорится с богатырями, она поддерживает последних и способствует примирению Владимира с ними); в других случаях она оказывается “злой”, недостойной женой, симпатии которой обращены к Тугарину. В былине о Чуриле при дворе Владимира она так увлеклась красавцем-стольником, что загляделась и, разрезая мясо, порезала себе руку (ср. сходный эпизод в связи с библейским Иосифом Прекрасным); своего мужа князя Владимира она упрашивает сделать Чурилу постельником и т.п.

Апрелевский домовой
Народ верит, что 1 апреля просыпается Апрелевский домовой, и потому нужно всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку. Отсюда и повелся обычай: "Первый апрель — никому не верь". В апреле вообще девушки стараются обмануть как можно больше людей в уверенности, что в таком случае женихи не проведут их, а напротив, они будут водить молодых людей за нос.

Арбуй
Волхв, кудесник-иноземец. Кудесник у русских. «По всему финскому северо-востоку славились своим обаятельным владычеством над народными умами финские волшебники, кудесники, кебуны, арбуи...» (Щапов, 1906). Название Арбуй , сохранившееся на Псковщине в бранных выражениях, встречается в новгородских и псковских памятниках с XVI в. В 1532 г. новгородский архиепископ Макарий указывал духовенству Вотской пятины, что среди местной паствы многие «заблудившиеся от христианства» в церковь не ходят, а призывают арбуев (волхвов, кудесников) и «молятся по своим мольбищам, древесам и каменьям»; арбуи же «смущают христианство своим нечестием». Влияние арбуев, колдунов-иноземцев, традиционно почитаемых особо «сильными», простиралось и далее Новгородчины. В Стоглаве упоминаются «лихие бабы-кудесницы, знавшие колдовство чудских арбуев». Они поступали в просфирни и, по просьбе суеверных христиан, «над просфорами, и над кутьями, и над свещамп, также и над богоявленской водой, волхвовали и приговаривали, яко же арбуи в Чюди».

Ардат Лили
Шумерский демон, к названию которого восходит имя первой женщины Лилит.

Аред
Старый и злой ведун, колдун, знахарь; нечистый дух; черт. Название нечистого духа, чёрта и связанного с ними особо злого колдуна — Ареда — результат трансформации имени одного из самых ненавистных народу персонажей Священного Писания — Ирода (Ирод — Иаред — Аред). В народных воззрениях это персонаж собирательный, отождествляемый то с правителем Галилеи, виновным в гибели Иоанна Крестителя, то с царем иудейским, по приказу которого избивали младенцев в Вифлееме Подразумевая особую жестокость Ирода—Ареда, крестьяне говорили: «Аредское дело самое злое, ехидное, сатанинское». «Об Ироде, оставшемся в предании типом тирана и мучителя, сохраняется всеобщая в народе уверенность, чго он в наказание от Бога за свои злодеяния был живой изъеден червями». По некоторым поверьям, Аред— очень старый колдун, живущий «Мафусаиловы годы», откуда и возникла поговорка «Он живет Аредовы веки, Мафусаиловы годы». Мафусаил в ветхозаветных преданиях — один из праотцов человечества, прославившийся долголетием: он прожил 969 лет. «Я иду, а он на меня как аред из-за дверей, уж я креститься начала» (Калуж.); «Тогда Буря-богатырь приподнял ее [свинью, в которую обратилась Баба Яга] и со всего размаха ударил о сырую землю, свинья рассыпалась аредом» [из сказки] (Оренб.).

Ариец
Последователь Ведической культуры, человек, целью жизни которого является достижение духовного совершенства. Этого можно достичь только следуя Путём Прави – Путём к Богу, в согласии со своим предназначением на Земле. Следовать пути Прави значит исполнять обязанности перед Богом, обществом и собою. Это значит - заботится о своей бессмертной душе (смертно лишь тело). Жизнь человека подобна искре, которая неизбежно угасает. Но она исполнена великого смысла, если следовать Пути Прави.

Арий
Мифологический прародитель ариев. Божественный брат Ярилы, Яра. Порождение, а возможно и инкарнация Солнца.

Арии
Чудинов полгает, что арии – это славяне, и ткже считает вероятным, что люди, верующие в Солнце, то есть в Ярило, в Яра, стали называть себя яриями или ариями. Тем самым арий - это солнцепоклонник. От мифологического прародителя Ария возникли его потомки, арийцы. Возможно, что страна ариев называлась Аратта (Арарат в Библии). Воспоминания о ней сохранились в виде мифологической страны Ярия, Ирия или Вырия, славянского Рая. Мифологема Рай и антропоним Арий появились позже установления культа Солнца. После одного из потопов в 12 тысячелетии до н.э. происходит миграция ариев из Арктиды на север Европейского континента. О далекой северной стране, находившейся «за Скифией», повествуют мифы древних греков. Скифы, в свою очередь, рассказывали о северных землях, где «лежит страна, что рождает обильные плоды, а в её рощах обитает священный и счастливый народ». В IX - VII тыс. до н.э., в послеледниковую эпоху, на территории Европы и Азии установился жаркий климат, в районе нынешней тундры росли широколиственные леса. Праарии тогда жили на узкой полосе Севера Евразии и островах Северного Ледовитого океана. Здесь и расцвела в VII - III тыс. до н.э. цивилизация гипербореев. В эпоху очередного похолодания в V - III тыс. до н.э. на Севере леса вновь сменила тундра, и арии стали мигрировать на юг. На Севере остались лишь предки самодийцев-лопарей. Белая раса стала вытеснять негроидную из Европы и Азии в Африку. Об этом свидетельствуют археологические находки, а также содержание их мифов. Мигрировали они на Южный Урал и Семиречьё, далее в Китай и Индостан. Затем через Иран, Сирию и Двуречьё арии пошли к Днепру и к Карпатским горам. Весь этот путь ариев описан в «Велесовой Книге». В Европе их называли этрусками, на Ближнем Востоке и Малой Азии – рассенами. В ходе миграции и ассимиляции это единое племя распалось на многочисленные племена. В исторической науке их называют индоевропейцами или арийцами. В течение последних двух тысячелетий на их основе сформировалось несколько современных наций белой расы: англосаксы, французы, германцы, славянские народы Западной Европы и русская нация. Согласно последним научным исследованиям именно русские являются наиболее прямыми генетическими и культурными потомками древних ариев, т.к. они менее всего удалились от центра расселения на Южном Урале, на территории современной Челябинской области.

Аристей
Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков считались выходцами из страны гипербореев. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владеют древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственно силой), а так же обучают и наделяют людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского оракула и храма).

Аркаим
В переводе означает «двойник неба» («ар» - небо; «ка» - суффикс принадлежности или уменьшительный, т.е. «маленькое небо»; а «им» - имеющий, соответствующий). Протогород Аркаим, где правил Аркон и где жили древние арии-рассены, открыт ныне недалеко от Челябинска. Имя города сохранила, расположенная недалеко гора Аркаим. У Высшего Господа (Вишну) около северного полюса Вселенной есть своя планета, а на ней безбрежный океан молока, посреди которой он и возлежит. Молоко – снег и лёд. Северный полюс – гора Мера в Гиперборее. Воплощением этой горы-города мог быть Аркаим (близ Челябинска).

Аркон
Божество или божественная система, относящиеся к арийско-рассенской цивилизации V-II тысячелетий до н.э. Дитмар, Саксон и Гельмольд описывают храмы Арконы, Ретры и Ругевитского храма Карензе (Корницы). Аркона и Винетта были построены из камня (их руины до сих пор можно увидеть). Согласно Герарду Меркатору в Арконе говорили по-словенски (т.е. как и в Хольмгарде - Новгороде) – всё это одна культура. Города, построенные по типу Аркаима, сейчас стали открывать в Прибалтике, в Печорах, в Сибири, в Крыму, на Кавказе. Город по типу Арконы был построен на острове Руян (Рюген). Аркона - северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «уркан», что означало «на конце». Здесь находился один из последних известных языческих пантеонов богов славян. В 1168 г. его сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном. Храмы, посвящённые Арконе, были построены в горах, на Кавказе, Алтае, например, Храм Солнца у горы Джомолунгма, который был в дальнейшем разграблен и разрушен. На Кавказе же многие храмы сохранились. На территории самой же России как деревянные, так и каменные храмы, капища практически полностью были уничтожены христианами. Столица Славяно-Арийской империи город Асгард Ирийский (храмовый город) был разрушен ордами джунгар в лето 7038 от Сотворения Мира (1530 от Р.Х.). Этот город гигантских каменных пирамид, город волхвов, ведунов был богатейшей сокровищницей знаний, которые хранились в искусственных подземных пещерах под пирамидами. В Ведах говорится, что у Высшего Господа (Вишну) около северного полюса Вселенной есть своя планета, а на ней безбрежный океан молока, посреди которой он и возлежит. Молоко – снег и лёд. Северный полюс – гора Мера в Гиперборее. Воплощением этой горы-города был Аркаим (близ Челябинска), затем Стоунхедж, Венетта, пирамиды. Аркон – один из Богов, посланных Высшим Господом, чтобы спасти Гиперборейскую цивилизацию. Главное святилище Святовита - Аркона. По свидетельству древних, в богатом Арконском храме стоял огромный идол Святовита, выше роста человеческого, с четырьмя бородатыми головами на отдельных шеях, обращенными в четыре разные стороны; в правой руке держал он турий рог, наполненный вином. Тут же висели принадлежащие богу седло, мундштук и огромный меч. Храм Святовита в Арконе на острове Руен был уничтожен датчанами 15 июня 1168 года, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов. Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей зависть и ненависть. В священный во всей Славии город Аркону стекались люди из самых дальних краев. Для многочисленных паломников было открыто множество странноприимных домов. Датский хронист Саксон Грамматик (1140 — 1208) оставил для нас описание храма Святовита: «...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир». Храм Святовида - Арконы был деревянный и возвышался на равнине; стены храма были снаружи украшены всякими картинами, и одна только дверь служила к нему входом. Внутри имелось два отделения: первое окружалось пурпурною стеною, другое состояло из четырех столбов с прекрасными завесами, и здесь-то находился идол. В храме было много рогов от диких зверей. Святовид почитался у славян оракулом, пророком. Со всех сторон стекался к нему славянский народ. Все славяне посылали в Аркону дань свою. Иноземные купцы, приходившие в Аркону, должны были платить идолу часть своих товаров; даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы. На сокровища Святовидова содержаны были триста всадников со стольким же числом лошадей. Когда у рюгенцев была война, то сии всадники отправлялись в поход, и вся добыча, полученная ими в сражении, принадлежала Святовиду. Кроме сих лошадей, держали еще белого коня, принадлежавшего собственно идолу, который, по словам жреца, ездил на нем иногда против неприятеля. Главное торжество под именем Святовида происходило ежегодно после жатвы; тогда стекалось обыкновенно великое множество народа, который приносил идолу первенцы собранных плодов. За день до того жрец должен был сам вымести храм, не переводя, однако, дыхания; и каждый раз, когда ему надлежало перевести дух, он должен был выйти из храма, дабы великое божество не осквернилось дыханием смертного. На другой день начиналось торжество. Священник осматривал сперва рог, бывший в руке Святовида, и ежели он еще был наполнен вином, то предсказывал он благословенную жатву на будущий год; противное ж тому случалось, когда рог был вовсе пуст. По окончании сего первого торжественного действия выливал он старое вино, наполнял рог снова и давал отведывать идолу; но так как вино никогда не нравилось Святовиду, то он сам опоражнивал рог, наливал его снова и опять вкладывал ему в руку. Потом являлась новая процессия: каждый год приносили в жертву Святовиду пирог. Жрец становился за ним, и если пирог оказывался так велик, что за ним жреца не видно было, то думали, что это приятно для божества; в противном случае жрец увещевал народ приносить в будущий праздник гораздо больший пирог, и все богослужение оканчивалось новым увещеванием пребыть навсегда верными служению Святовиду. Тут начинали пировать и почитали за грех, если кто не хотел много пить. По сему видно, что предки наши еще издревле были добрые хлебосолы. Легенда о строительстве Китоврасом с помощью своего коня чудесного города-храма Асгард относится к древнейшим временам общеарийского единства и потому известна многим народам. В мифах семитских народов — это демонический помощник царя Соломона. Кельты многие деяния Китовраса приписали Мерлину, в частности волшебное пересенесение по воздуху из Ирландии на Британские острова камней Стоунхенджа. Каково же изначальное предание? В «Книге Коляды» повествуется о том о похищении Месяцем жены Хорса, прекрасной Зари-Заряницы. Он сумел сделать это с помощью Китовраса. Во искупление содеянного должен был кентавр построить у священной горы беспримерный храм в честь Всевышнего. Храм нужно было вытесать из цельного камня Алатыря, без применения железа (железом нельзя было прикасаться к искрящемуся белому камню). Даже волшебнику Китоврасу такое было не по силам. Пришлось обращаться за помощью к могучей птице Гамаюн, чьи когти были острее любой стали. Общими усилиями они и создали каменное чудо. В «Книге Коляды» даны его точные размеры: в длину — 60, в ширину — 20, в высоту — 30 локтей. Если учесть, что локоть — это мера длины, равная 38—46 сантиметрам, то параметры получились немалыми: почти 30х10х15 метров. Но задача была не в том, чтобы поразить размерами здания. Храм был построен высоко в горах, практически в поднебесье. Стоял он на восьмидесяти столбах, вокруг него был разбит Ирийский, то есть, райский, сад, окруженный оградой из чистого серебра. Внутри стены храма были украшены золотом и самоцветами. Створки 12 дверей и 12 окон были сплошь покрыты узорами из сердоликов, топазов, изумрудов, халцедонов, сапфиров и других драгоценных камней. Когда лучи света падали на эту бесценную мозаику, то казалось, что ее сюжеты оживают: вспархивают с ветвей и отправляются в полет птицы, звери идут в высоких травах между деревьями, чьи листья трепещут на ветру. Возле храма и чудесного сада был построен арийский город, вход в который открыт всем желающим. Описание его дано в знаменитой иранской поэме «Шах-Наме»: Ты скажешь: не город — языческий храм: Цветами, парчой все украшено там... Раскинулся город как рай перед ним, Пленяя невиданным блеском своим... Сокровища всюду: там — клад золотой, Здесь лалы и жемчуг слепят красотой... В алмазных уборах, нарядны, стройны, Красуются девы свежее весны. Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, запомнился многим народам. Он запомнился как небесный град, обитель богов и праведников. Иными словами, рай на земле. Согласно зороастрийским преданиям, Аркон существовал еще во 2 тысячелетии до н. э. и был захвачен легендарным царем Рустамом. Есть косвенные сведения и у античных авторов. Последнее упоминание о храме Солнца относится к IV веку до н. э. Затем волны гунских и готских переселений стерли последние следы небесного града. Но еще в X веке н. э. историк и путешественник Абу-л-Хасан ибн ал-Хусейн ал-Масуди писал: «В славянских краях были почитаемые здания. Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках.., которые указывают будущие события, о раздающихся звуках в его куполе и о том, что постигается при слушании этих звуков».

0 Comments:

Post a Comment

<< Home