Русский Богомер. Информограф

6.03.2006

Буква Г. Галям Сечко - Гэсэр Хан

Голям Сечко
В южнославянском фольклоре мотив Инцеста присутствует в легендах о Бабе Марте, неудовлетворенной сексуальными возможностями своих братьев Голям Сечко и Малък Сечко (т.е. января и февраля). Инцест Бабы Марты с братьями Январем и Февралем трактуется как начало нового космического цикла.

Гомозули
Гномы. В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор.

Гомункулус
Гомункулус (лат. homunculus – человечек), по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты (биологи 17-18 вв., ошибочно считавшие, что в сперматозоиде преобразован сформировавшийся организм и развитие зародыша сводится лишь к его увеличению в размерах, сходны с Овистами) считали, что Гомункулус – маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах. Овис ты выражали почти те же взгляды, расходясь лишь в том, что взрослый организм предобразован не в сперматозоиде, а в женской половой клетке – яйце. Возможно по своему искуственному происхождению схож с глинянным големом.

Гончар
Горшечник, ремесленник, которому в народных представлениях приписывается связь с огнем, преисподней, нечистой силой. На Украине о богатом гончаре говорили, что он “что-то знает” и на него работает черт. В русской сказке черт нанимается в помощники к гончару или к кузнецу. Судя по польским сказкам, анекдотам и присловьям, от дьявола во многом зависело, удастся ли у гончара посуда. Посторонним и детям не позволяли садиться за гончарный круг, так как в этом случае в дело мог вмешаться дьявол. Если работа не ладилась, то это также приписывали вмешательству нечистой силы. В конце дня мастер крестил гончарный круг или рисовал на нем крест; оставлял кусок глины на круге и делал на ней крест, чтобы дьявол не вращал его ночью. Гончарные клейма в виде крестов на днищах горшковизвестны по данным археологии. Связанное с огнем, гончарное ремесло устойчиво ассоциировалось с миром мертвых, ср. рус. пословицу: “Быть тебе в раю, где горшки обжигают!”, т. е. в аду, или эвфемизм об умершем — “в Могилевской губернии горшки обжигает”. В быличках и сказках горшечник встречается с ходячими мертвецами и одерживаетнад ними победу. На Гомельщине говорили, что если человек, укравший горшок у горшечника, встретит того в ином мире и попросит забрать этот горшок назад, то горшечник откажется со словами: “Грызи сам его замест хлеба!”. С другой стороны, посуду специально крали у горшечников и били для того, чтобы вызвать дождь, или для того, чтобы девушки быстрее выходили замуж, а не сидели “как горшки” (ср. Кража). Само изготовление гончарных изделий обставлялось множеством суеверных правил и запретов. В Польше среди гончаров бытовала вера в сглаз и использовалось множество оберегов от дурного глаза. В Подольской губернии отмечено четыре вида специфической молочной посуды, обладающей магическими свойствами, в частности особые кувшины для ведьм, отбирающих молоко у чужих коров. Черниговские гончары один раз в году в субботу на первой неделе Великого поста во время церковной службы изготавливали особые кувшины с крестообразным орнаментом. В Польше считали, что много сметаны будет в горшке, сделанном из остатков глины, и продавали такие горшки дороже, чем другие. По поверьям восточных славян приезд горшечника в деревню мог сказаться на судьбах местных девушек. В Воронежской губернии полагали, что если по улице проедет горшечник, то девушек не буду брать замуж; с другой стороны, в Брестской области считалось, что если горшечник приедет на святках то, наоборот, много девушек выйдет замуж. По украинскому поверью, ее ли на Покров по селу проедет горшечник, то будет много свадеб, если дегтярь — то девушки не выйдут замуж еще год. На Витебщине девушки подкладывали в воз горшечнику лапоть с правой ноги: куда отправится воз, с той стороны и следует им ожидать суженых. Туда же засовывали какую-нибудь вещь больного лихорадкой человека, “чтобы завез лихорадку за границу”. Гончары, как и другие ремесленники, имели у крестьян устойчивую репутацию пьяниц. По украинской легенде, они отобрали у апостола Петра его золотые ризы и пропили их, за что и были обречены на никчемность и пьянство. У южных славян наряду с гончарством как мужским промыслом известно изготовление глиняных изделий женщинами. В день св. Иеремии (1.V), реже в другие весенне-летние праздники, женщины и девушки из одного села собирались вместе для того, чтобы сделать новые глиняные формы для выпечки хлеба (так наз. подници). Они имели круглое днище диаметром 20-55 см и невысокие (до 10 см) стенки. Эти формы делали вручную и сушили на солнце. Их изготовление тщательно регулировалось в отношении выбора места, времени, материала, состава участников (в отдельных случаях их могли делать только девушки или старухи, в изготовлении подниц не должны участвовать женщины из тех домов, где недавно кто-то умер, и т.д.). Считается, что гончары и черепичники являются виновниками засухи так как их ремесло связано с огнем, печью, обжигом. Болгары в окрестностях Тырново считали, что виновником засухи может быть тот, кто складывал печь в период между Пасхой и Юрьевым днем.

Гор
Существо, связанное с Солнцем, Солнечной Короной. В славянской мифологии бог Гор, он же Хор, получил название Хорс. Он считается родственным Дажьбогу, но олицетворяет не солнечное сияние как Дажьбог, а свет. Хорваты явились племенами, подчеркивающими веру в Хора или Гора. По египетской религии солнечный бог Гор считался ниже верховного владыки солнечного же бога Ра. Кроме того, Хор или Гор должен ассоциироваться со славянским словом Гора в качестве возвышенного места, где и должен отправляться культ Гора. У славян есть праздник – это Красная Горка, связанный с Новым Годом и с освобождением Дажьбога из заточения, из плена, когда он был прибит к скале на Кавказе. Египетские фараоны до пятой династии отождествлялись с богом Гором, традиционным покровителем раннединастических царей. Бог солнца Ра – дневное солнце и он теснейшим образом связано с Хором-соколом. Изначальное имя солнечной ипостаси — Яр (варианты Яр-а, Й-ар, Йа-ра).

Горбатый
У поляков как плохое предзнаменование расценивалась встреча с рыжим, горбатым; с человеком, несущим топор или что-либо режущее, поскольку это предвещало травмы. Русские считают, что водяной горбат.

Горгона
Девица Горгония - в славянских средневековых книжных легендах дева с волосами в виде змей, модификация античной горгоны Медузы. По греческой мифологии – Горгоны описываются следующим образом: «Вместо волос у горгон — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгон медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгон все живое превращается в камень» — так в своей знаменитой поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывает горгон древнегреческий поэт Гесидор (около 700 года до н. э). Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех — сестры Стено, Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь Медуза смертна.

Горгония
Девица Горгония - в славянских средневековых книжных легендах дева с волосами в виде змей, модификация античной горгоны Медузы. Лик Горгонии прекрасен, но смертоносен, она знает языки всех живых существ. Герои стараются добыть голову Горгонии, дабы получить чудесное средство, дающее победу над любым врагом, но удаётся это только самому сильному и отважному. Иконография головы Горгонии — характерная чёрта популярных византийских и древнерусских амулетов — «змеевиков». Волшебник (волхв), которому удается с помощью обмана обезглавить Горгония и овладеть ее головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. В средневековых книжных легендах владение головой Горгонии приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами. Другая трансформация образа горгоны Медузы в славянских апокрифах — “зверь Горюний”, охраняющий рай от людей после грехопадения. Согласно одной легенде, змеи на челе и груди новорожденного Каина побудили Адама написать дьяволу, обещавшему исцелить его сына, рукописание, предавшее во власть сатаны весь род людской. Иконография головы Горюны — характерная чёрта популярных византийских и древнерусских амулетов — “змеевиков”, где она является изображением дны — болезнетворного демона.

Горгулья
Представляет собой злобного летающего монстра демонического вида, чья плоть создана из камня. Их тело уязвимо только для магического оружия — простые клинки не могут повредить гранит. Горгульи не слишком умны, но достаточно хитры, чтобы не пренебрегать теми тактическими преимуществами, которые им дает их обманчивая внешность. Прикинуться настоящей статуей, обрамлением портала или там фигурой льва, раздирающего пасть Самсону в фонтане, а затем наброситься на беспечного героя — это их излюбленный способ охоты. Горгульи не нуждаются в пище и отдыхе и убивают исключительно ради удовольствия. Они часто служат злым магам и иным могущественным созданиям, позволяющим горгульям поубивать всласть.". Стены Собора Парижской Богоматери и ряда других готических сооружений Европы украшают многичесленные каменные изваяния химер и горгулий.

Гордыня
Боярин Гордыня, который бил готов Триедора вместе со Скотичем. И было это через десять столетий и три года после Карпатского исхода (по Новгородскому исчислению). Он шёл без страха на них. Тогда же боярин Сегеня, который убил сына Германареха и отрока Гулареха, пошёл к Воронежцу.

Горелка
Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями).

Горич
Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Горная русалка
У болгар известны поверья о горных русалках загоркинях.

Горной нечистый дух
У русских на Урале известен горной — нечистый дух, обитающий в шахтах.

Горностай
Воля. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается.

Горный дед
Дух, властитель земных недр, гор; «хозяин» приисков; шахтерский родоначальник. «Горный Батюшка — хозяин земли» (Урал). В образе Горного батюшки объединены представления о «хозяине» земли, связанном с природными стихийными силами, и о шахтерском родоначальнике, знатоке подземных глубин. В подчинении у Горного деда находятся маленькие, уродливые, шаловливые, очень подвижные духи («старые люди») — человечки, «знающие все нутро земли», которые передвигаются под землей «по одним им ведомым ходкам» (Бажов).

Горный Дух
Бороскун. Ветряник. Горный Дух вздымает сильный ветер и летает с ним незримо. Кто его пытается поймать, того он убивает силою ветра.

Горный карлик
Дух, представляемый со спутанными, взъерошенными волосами.

Горный
Дух, властитель земных недр, гор; «хозяин» приисков; шахтерский родоначальник. Представления о горном «хозяине», Горном, распространены там, где ведутся горные, подземные разработки, в шахтерских районах, на Урале, Алтае, в Западной и Южной Сибири. Горный — старец или человек «ростом с лесину», который, подобно лешему, появляется с ветром, бурей, любит шум, свист. «Он пугает людей свистом и страшным ревом», но, кроме того, любит петь, плясать. Если он появится перед кем, то тому и житья не станет. Появляющийся на поверхности земли Горный огромен — ростом до потолка; с домну; со скалу о двух головах (Урал). Горный может быть и обычным человеком, но с горящими глазами, напоминающими блеск подземных сокровищ, минералов. По мнению горняков-угольщиков, Горный маленького роста, с седой короткой бородой, черным лицом и красными глазами; одет в черную или темно-серую рубашку. У обитающего в медных рудниках Горного «и волосы, и тело, и одежда все сзелена», он поднимает вокруг себя «зернистый туман» (Урал). Иногда он походит на чёрта — «черный, лохматый как черт» или даже «добрый, но вроде чёрта» (Урал). Горный, по поверьям, собирает богатства земли в одно место и ограждает их заклятием. Он допускает или не допускает к сокровищам подземных недр, преследует не уважающих его, прогоняет не понравившихся ему людей. Горный показывается на прииске перед бедой: его появление может вызвать закрытие прииска, он способен предупредить об обвале, вызволить из беды. Предсказывает (вещает о грядущих бедах) Горный и на поверхности земли. С Горным можно заключить соглашение, и тогда (за подношения или часть добычи) он укажет путь к подземным россыпям сокровищ, наделит чудесными предметами для работы (лопатой и т.п.). Изредка Горный сам предлагает помощь.

Горовато
Сын Орея. Пащек и Горовато – братья его. После нападения язов, Орей отправил трёх сыновей своих искать земли спокойные с мёдом и молоком. От коих сыновей истекли три славных племени. Сыновья те были храбрыми, водили дружины, садились на коней и ехали. И за ними шли дружины юношей, скот, коровы, повозки с запряженными в них быками, овцы, дети, охраняемые старцами, а также больные люди. Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой, до долины с травами, где много злаков.

Горох
Царь Горох.

Горшечник. Гончар. В Гомельской области полагали, что если горшечник проедет по селу на святках, то девушек не будут брать замуж, поэтому они крали у него горшки и били их, “чтобы не сидели девки, как горшки”, ср. каргопольское “ломаный горшок” (о брошенной жене), ростовское “девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется” и т. п. В западной Болгарии было известно о магических действиях, совершаемых горшечниками, нуждающимися в ясной сухой погоде: они якобы закапывали в землю осленка или кошку для того чтобы предотвратить дождь во время сушки черепицы (ср. способ противодействия: чтобы прекратить засуху, вызванную действиями черепичников, у них похищали кирпич или черепицу и бросали их в воду). Гончару в народных представлениях приписывается связь с огнем, преисподней, нечистой силой.

Горшок
Ветру приписывается человекоподобие. В мифологической картине мира человек и природа (культура и природа) взаимосвязаны и способны к взаимопониманию, к отношениям, регулируемым многочисленными обрядами. Соответственно в мифах и обрядах антропоморфизируются не только духи, воплощающие лес (леший), воду (водяной) и т.п., но и сами стихии (см. Ветер, Земля, Гром, Огонь и т.д.); они наделяются волей, сознанием и т.п. На Украине горшки (и посуда) различались по “роду” и “полу”. В Харьковской губернии, покупая новый горшок, его постукивали и прислушивались к звуку. Если звук глухой, то это ГОРШОК — борщ в нем не будет удаваться. Если же звук тонкий, звонкий,— горщица, все сваренное в нем будет вкусно.

Горыни Виевича Великаны
Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Горыника Баба
Жена великана – волота. Волотки — великанши, богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например, ни в чем не уступали мужьям, а, разъярившись, даже превзойти их могли.

Горыныч
Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе).

Горыня Змеевич
У Репейских гор выходил на берег реки Смородиновой Горыня-Змеевич навстречу Велесу. Он каменья и горы вывертывал, через речку их перебрасывал. Вызвал он Велеса на бой, но стал конь под ним спотыкаться, подвернулась у него нога, упал Горыня на землю. Взмолился Горыня о пощаде, за это обещал стать Велесу его братом названным.

Горыня
Богиня. Горюет о смерти, в которую повергаются она руками божьими.

Горыня
Триглав вместе с Дубыней и Усыней. Три богатыря - великана русских сказок. Они обладают сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка, затрудняющему действия главного героя. С Горыней связаны Горыныч, Бернигора и Вертогор. Горыня - горный великан, может обращаться в Змея Горыныча, охраняет темное царство. Горыня (Горыныч, Вергогор, Вернигора) захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу или “на мизинце гору качает, горы сворачивает”. Если предположить, что Горыня происходит от «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий; Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода. Идёт он по дороге и видит: один человек раздвигает горы. Покати-горошек удивился, подошел к человеку и говорит: «Здорово, добрый молодец! Что ты делаешь?» — «Да вот дорогу делаю». — «А куда ты пойдёшь?» — «В свет, счастья искать!» — «Давай пошли вместе!» Вот они идут, Покати-горошек и спрашивает: «А как тебя зовут?» — «Сверни-гора, — тот отвечает...». Славянские титаны - это Святогор, Златогорка, Горыня, Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-титанов. Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания. Горыня связывается с горой как препятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе). Горыня встречается в эпизоде в Бабой Ягой: когда один из богатырей остается в избушке, чтобы приготовить еду для ушедших на охоту товарищей, является Баба Яга, избивает богатыря и вырезает ремень из его спины; только главный герой выдерживает это испытание, побеждая Бабу Ягу. Преследуя Бабу Ягу, богатыри вместе с главным героем приходят к норе (отверстию, пещере), герой спускается в подземное царство (или в три подземных царства), добывает для богатырей невест — царевен этого царства, которых вытаскивают на веревке на землю: когда же пытается выбраться наружу главный герой, один из богатырей обрубает веревку. В финале герой сказки убивает Горыню, Дубыню и Усыню. Чаще всего Горыня, Дубыня и Усыня выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трех эпических богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича (характерно, что своим именем Добрыня напоминает Дубыню, а мотив змееборства Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу Усыни). Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни Горыни (Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки). Горыне близок и другой эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. Особенно близки им некоторые герои балтийских сказок — литовск. Калнавергис (букв. “Вернигор”. “Вертогор”) или Ажуолрович (букв. “Вырвидуб”) и т. п. Вместе с тем триада сказочных богатырей имеет и другое положительное соответствие — Вечорка, Зорька и Полуночка, выступающие в сходном сюжете со Змеем и тремя царствами и связанные с Солнцем. В этом контексте показательно участие Вертогора и Вертодуба в сказке, где участвует Солнцева сестра.

Горюний
Зверь. Одна из трансформаций образа горгоны Медузы в славянских апокрифах — “зверь Горюний”, охраняющий рай от людей после грехопадения. Иконография головы Горюны — характерная чёрта популярных византийских и древнерусских амулетов — “змеевиков”, где она является изображением дны — болезнетворного демона.

Горюния
Девица. Ей народная молва передавала некоторые черты Китовраса.

Горячка
Болезнь; персонификация болезни. В крестьянском быту горячками чаще всего именуются тифы и вообще болезни с повышенной температурой. Иногда горячку представляли в облике вредоносного существа, вызывавшего болезнь, иногда — смешивали с лихорадкой. Так, жители Калужской губернии полагали, что горячки — двенадцать отвратительных старух. Причиною горячки, как и вообще всех острых заразительных болезней, признается: наказание Божие или „злое поветерье“». Согласно обычаям Казанской губернии, больного горячкой парня «целует невзначай для него до трех раз перворожденная в семье девица, отчего он будто бы поправляется. Для этого девица подбегает верхом на палке, в белой рубашке, с распущенными волосами.

Господарик
Уж. Домовой. В Белоруссии и соседних с ней областях домового почитают в образе настоящего ужа, живущего под печью; хозяйки называют такого ужа господариком и кормят молоком. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями посевного зерна, потому что их боятся мыши. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах, например на сосудах с зерном.

Господства
В христианских мифологических представлениях четвертый из девяти ангельских чинов, вместе с силами и властями образующий вторую триаду. Согласно Псевдо-Дионисию, «знаменательное наименование святых Господств. Означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию».

Господь Бог
«Над миром царит Господь Бог, — рассказывали вологодские крестьяне. — Он является иногда людям в виде странника, седого старика. Божественных существ, добрых духов, могут видеть вообще те только, кто этого достойны по своей праведной жизни или исключительным несчастиям».

Господь Дедо
Солнце, божество весенних гроз. У болгар существует поверье, что Дедо-Господь ходил некогда по земле в образе старца и поучал людей пахать и возделывать поля.

Господь
Об ответственности всего человечества за отдельные Грехи людские красноречиво говорит легенда о том, как когда-то Господь ходил по земле: небо было очень низко над землей, и на земле росла пшеница с тремя колосьями из одного корня. Однажды одна мать вырвала несколько колосков и подтерла ими своего младенца. За этот Грех разгневанный Бог поднял небо высоко, а на земле оставил один колос, который схватила собака. С тех пор, как говорят болгары в Пиринском крае, «Господь и небо высоко, а люди едят собачьё счастье». В украинских легендах «Святой «Понедельник» во время разговления в день Преображения Господня одаривает грешников яблоками за стенами рая, а праведники в раю получают Яблоко из рук Господа. Есть древний заговор: "Сотворил Господь небо и землю, и всю подвселенну; протекала река огненная, в той же огненной реке крестилась сила Господня, Петр и Павел, Михаил Архангел, сам Иисус Христос". С христианской традицией связаны образ Оленя с распятием на рогах в болгарских песнях и представление об Олене как слуге Божьем у болгар: когда Господь желает сообщить что-то людям, он посылает своего ангела или святого в образе Оленя. Согласно украинскому преданию, когда Господь однажды проходил мимо мельницы, мельник, чтобы напугать прохожего, надел вывороченный кожух, влез под мост и зарычал. Рассердившись, Господь сказал: «Чтоб ты так ревел, пока светит солнце»,— так появились на земле медведи. Битва на Курукшетре произошла примерно пять тысяч лет назад. Так говорится в Ведах. Сразу же после неё Господь покинул Землю. Его великая миссия была завершена и полубоги по воле Господа оставили свои материальные тела, перебив друг друга в безумии опьянения. Может быть, это произошло и в другом эпизоде. И не связано ли это было с падением Гипербореи, или Аркаима.

Госпожа
Когда в XII веке до н.э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой культ Лады, чьё имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, она даже раздвоилась, став, в первую очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли Латоной), матерью Аполлона и Артемиды.

Госпочка
Оспа; персонификация болезни. Название «госпочка» может отражать веру в «божественное» происхождение болезни оспы. Бывает такое рассуждение: „Бог дал утеху родителям поласкать детей, а потом посылает «госпочку» (оспу), спешит в назначенное время убрать лишних, чтобы не стало тесно остальным“ (Забайк.) (Болонев).

Гостейка
Так, ласкательно-приветливыми словами, называли Лихорадку.

Гостич
Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Гость
В народной традиции объект почитания, представитель чужого, иного мира (ср. древнерусское “гость”, в значении “чужеземец”, “приезжий купец”), Превращение “чужого” в “гостя” связано с обрядовыми формами обмена, включающими пиры, угощения, чествования. В похоронных причитаниях восточных славян гостем обычно называют покойника: “Пакiдает нас татулочка. Ты ж наш госщчак, наш маленькi i нямного табе у нас гасцяваць”. Ср. ритуалы приглашения в гости мифологических персонажей (Мороза, предков и др.). Гость считался Божественным. См. Полазник. Во всех случаях Гость воспринимается как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни. Гость “приносит” в дом добрую волю, выражаемую в произносимых им приветствиях и благопожеланиях, формулах благодарности, застольных тостах, а также подарках. Хозяин же, в свою очередь, стремится как можно лучше принять гостя, надеясь путем символического “договора” с высшими силами, представителем которых является гость, обеспечить свое будущее.

Гостьюшка
Так, ласкательно-приветливыми словами, называли Лихорадку.

Град
В волшебных сказках живую и мертвую воду приносят Град, Гром и Вихрь или птицы, воплощающие эти стихии, — Орел, Сокол, Ворон. Известны фольклорные сюжеты о свадьбе солнца с девушкой, сказки о браке сестёр с солнцем, месяцем и вороном, с ветром, градом и громом.

Градивник
См. Хмарник.

Градивнык
Хмарник (облакогонитель). Персонаж украинской демонологии. Основная функция Градивныка— защита своего села от непогоды. Способностью воздействовать на погоду Градивнык наделяется при рождении, но Градивнык можно также стать, вступив в союз с чернокнижником (к которому после смерти переходит его душа), завладев чудесным посохом или свечой. При приближении бури Градивнык бегает по земле, размахивая руками, как при драке, крестит тучи тремя соломинками, произнося заклятие, звонит в колокола. Градивнык может дважды отказать пришедшему к нему за разрешением высыпать град предводителю бури (черту, черному человеку на черном коне или белому человеку) и лишь в третий раз позволяет высыпать град где-то вдалеке от жилищ, садов и посевов: на дорогу, в овраг, ущелье, в реку и т. д. В гуцульских быличках два Градивнык бьются между собой, определяя, на чьё село должна обрушиться туча с градом, при этом зачастую один из них погибает.

Грёза
Мечта. Нечистая сила; видение, привидение, мираж. Упоминание о грезе встречается в заонежской былине (быличка в современной терминологии). Она повествует о парне, убежденном в том, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако девушку эту никто, кроме него, увидеть не может: "Ну мать и пошла по ворожеям. Одна ворожея говорит ей: "Это он в грезу влюбился, в нечистую силу. Возьми девять пачек иголок, да понатыкай от порога ему до кровати, да все иголки крестом зааминь. Она как наколется, подаст голос человеческий, тогда и пропадет". Да и купила мать девять пачек иголок, да понатыкала от порога до кровати, острым концом вверх. Ночью-то он лежит да поджидает, а мать не спит - слушает. Вдруг, как дверь открылась, ступила та через порог, да как закричит, ступила второй, да как зплачет, завопит "Ах, ты, говорит, осудник негодный, я тебя все одно сгублю!" И пропала. А на другой день, вдруг, как вдарило что-то в угол, так угол и рассеялся. Выбегли, а там ребенок лежит раздернут, да весь окровавленный. Это грёза его об угол и раздернула. Да не настоящий ребенок это, а нечиста сила. Такая быть это была".

Гремлины
В английском фольклоре есть настоящие гремлины. Очень зловредные существа, ненавистники техники. С первой мировой войны все неполадки в технике, начиная от велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам. Гремлины ненавидят технику и всячески вредят людям, которые ей пользуются. Внешне они сильнее всего напоминают помесь кролика с бультерьером; ростом около 20 дюймов, одеты обычно в зеленые брюки и красные куртки. У них перепончатые лапы, которыми они ступают очень тихо, почти неслышно. К людям гремлины относятся достаточно дружелюбно, устраивают пакости скорее из озорства, чем из желания досадить.

Грех
Злой дух; черт, бес; Дьявол; леший. Грех, грешок — одно из многочисленных наименований чёрта, отражающее представления о нем как об искусителе, который вводит в грех. Реже это название распространяется на иных представителей нечистой силы — злых духов, лешего.

Греховодный
Злой дух; черт, бес; Дьявол; леший.

Грец
Припадок кликушества; нечистый дух, бес, черт; домовой.

Гречуха. Полевик, Житный дед, Жыцень. Дух, охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити, любимое время его - полдень, когда и можно увидать этого маленького старичка с телом черным, как земля, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы.

Грешник
Злой дух; черт, бес; Дьявол; леший.

Грешники большие
Считалось, что с Ветром летают души больших грешников.

Грешные души
По народным представлениям, праведные души свободно входили в дом и участвовали в общей трапезе, а грешные души (выпущенные в этот день из ада) могли лишь заглянуть к родным через окно дома. Поляки считали, что в колеях Дорог пребывают грешные людские души.

Грешные люди
Вампирами становятся развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари и т.д.

Грешок. Грех, грешок — одно из многочисленных наименований чёрта, отражающее представления о нем как об искусителе, который вводит в грех.

Грибич
Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Грибы
В народной демонологии Грибы — живые существа, имеют дар речи, превращаются в демонических существ, в золото; представляются заколдованными ведьмами или карликами, отбирают у людей силу и здоровье. Растущие кругами Грибы указывают на место игр самовил или присутствие нечистой силы (ср. рус. ведьмины кольца). Грибы превращаются в жаб, червей, бывают причиной появления змей в доме (пол., бел.). Грибы принадлежат потустороннему миру, где человек пребывает до рождения и после смерти (ср. чеш. выражение «Тогда ты еще ходил по грибы, еще грибы пас» в значении «тебя еще на свете не было»). В мифологии славян Грибы занимают промежуточное положение между животными и растениями. Происхождение Грибов связывается с остатками трапезы мифологических существ (ю.-слав. самодив) или с пищей, которую втайне от Христа ели и выплюнули апостолы (з.-слав., укр., бел.). В народных представлениях Грибы часто соотносятся с нечистыми животными и растениями, экскрементами и гениталиями животных, инородцами: названия типа рус. собачий гриб, чертов табак, словац. «вороний помет», пол. «бычьи яйца», словац. «борода еврея», «цыганский гриб» и т.п. В сновидениях Грибы для девушки означают жениха, для женщиныбеременность. Согласно польским и украинским поверьям, видеть, собирать Грибы во сне — к смерти. Грибы связаны с дождем, громом, молнией.

Григорий Победоносец
Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея - никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем.

Григорий святой
Егорий вешний. В день Егория вешнего (св. Георгия) — 6 мая — впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, стегали его вербой.

Гримтурсы
Великаны инея — демоны зимы, враги земледелия и урожаев.

Гриф Птица
Баснословная птица, с помощью которой сказочные герои совершают свои воздушные полеты. В народных памятниках она является в разных образах. В сказке «Норка-зверь» как птица, которая столь огромна, что подобно тучам, заволакивающим небо, затемняла собою солнечный свет. В другой сказке подымается буря от взмаха крыльев птицы-львицы или гриф-птицы, которая величиной будет с гору, а летит быстрее пули из ружья. Греки представляли грифа с головой и крыльями орлиными, с туловищем, ногами и когтями льва, — какое представление попало и в русскую сказку. Гриф-птица хватает мертвечину и вместе с нею переносит молодца через широкое море. Воображению сказочников она представляется наполовину птицей (голова и крылья орлиные), наполовину зверем (туловище и ноги льва). Перья у этого птице - зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него — железные. Величиною он — с гору. Сказочные добры молодцы, отправляясь в тридесятое царство, в тридесятое государство за невестами, подходят к синему морю — нет переправы через необозримую водную пустыню. Велят они рыбакам зашить себя в лошадиную шкуру и положить на берегу. Прилетает ночью гриф, хватает шкуру и переносит в ней добра молодца за море. Разрезает тогда он булатным мечом свою оболочку и выходит на белый свет, пугая неожиданностью чудовищного перевозчика, только что собиравшегося было позавтракать принесенной добычею. Эта птица летает так быстро, как ветер, а есть и быстрее ее, говорит народ.

Грифон
В мифологии некоторых народов Древнего Востока фантастическое чудовище с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва, с длинным змеиным хвостом. Могучая птица-собака. Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены грифоны запряжены грифоны — собаки с птичьими крыльями, спутники богов плодородия. Страж золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор, золото Ирия, они стерегли проход в пекельное царство. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. (греч.) (слав.) Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. Знаменитый путешественник, Марко Поло, слышал на Мадагаскаре рассказы о птице "рок", возможно – это была Птица Рух. В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду , Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегут грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода. Велесова Книга так сообщает о Грифонах: Вслед за Вороном стаей чёрною, мрачным видением, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол - птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали.

Грицько
Василь, Иван, Яша, Адам и др. Аиста часто называют этими человеческими именами.

Гром Гремучий Великий
Божество, которое каждую весну садится на своих коней и скачет по небу. Громкоголосый, всегда сердитый, мчится колесницей по облакам, копьём протыкает небо, поливая дождем Мать Сыру-Землю, хлещет её золотой плёткой (молнией). Гром Гремучий более позднее божество, свои качества позаимствовал у Перуна. Почитание Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитание Ильи Громовика...

Гром
Бог Перун. В мифах Гром наделяется волей и сознанием. В волшебных сказках живую и мертвую воду приносят Град, Гром и Вихрь или птицы, воплощающие эти стихии, — Орел, Сокол, Ворон. В древнерусской «Беседе трех святителей» написано: «Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громная есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господень летая бьетъ крылома и гонитъ дiавола». В народе известны сказки о браке сестёр с солнцем, месяцем и вороном, с ветром, градом и громом. Та же могучая сила, которая присваивалась Перуновой палице, грому, принадлежит и цвету папоротника: обладая им, человек не боится ни бури, ни грома, ни воды, ни огня, делается недоступным влиянию злого чародейства и может повелевать нечистыми духами. Для этих последних цвет папороти так же страшен, как и громовые стрелы: завидя пламенный цветок, они, по одному представлению, стараются овладеть им и запрятать в облачные пещеры, а по другому — в ужасе разбегаются от него по своим трущобам и болотам. Язычники нарекли Волхова, сына князя Словена, основателя Новгорода, богом — Громом или Перуном: чародей поставил свой городок на Перыни (урочище на р. Волхов под Новгородом), где стоял идол Перуна.

Громислав
Великан - землеустроитель, помогавший Сварогу - творцу в созидании нашей планеты. По южнорусскому преданию, Сварог сотворил Землю из первобытной грязи, отцедив воду. Сохнет Земля, зеленеет, украшает себя цветами да деревьями. Увидел то Сивый (Дьявол), повел тучи рядами на Землю, стал грозить всему живому. Тогда Сварог вырвал дуб с корнем да и начал Сивого гонять. Тот на тысячи мелких капель рассыпался, пал на Землю губительным дождем — все цветы почернели, листья увяли. Рассерженный Сварог повелел дождю остановиться: капли в воздухе летают, а на Землю не падают. И подул на них Сивый, чтоб к Земле прибить. Тогда-то и позвал Сварог Громислава, повелев: "Разбей дождь, чтоб ни одной капли не осталось!" Великан своею дубиной так поусердствовал, что даже Земля стала качаться и вода по ней разлилась. "Сдуй ее, чтоб вместе была!" — приказал грозный Сварог. И начал Громислав дуть на воду. Дует здесь — а она там просачивается, дует там — а она здесь протекает. Рассердился он, да как дыхнет за один раз, духу набравши, так и сделалось Черное море! "Ну, будет тебе, Громиславе! — изрек Сварог. — Ложись спать!" Лег Громислав и заснул, а Сварог прикрыл его полями — горами, чтоб не тряслось все, когда проснется. И лежит он, Громислав, спит до самого Страшного суда. Тогда и проснется — сразу все моря разольются!

Громич
Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Громовержец
Перун.

Громовник
По народным повериям, это воплощение всех небесных сил, прежде всего грома, молнии, грозы, олицетворение устрашающих стихий. Язычники называли его Сварогом, потом Перуном, ну а когда в христианской Руси небесный огонь из глиняных рук Перуна передан был в незримую длань библейского пророка Илии, явилось верование, что властная рука всехвального пророка мечет на землю молниеносные стрелы, чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку. Ведая про то, злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты. Небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей (бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах). Илья-пророк, впрочем, знает невиновность человека, которого избрал дьявол себе для защиты, и жалеет Божье создание, хотя в то же время твердо убежден, что все равно тот человек, в которого успел вселиться дьявол, погиб бы, так как злодей не покинет своей жертвы уже во всю жизнь и, рано или поздно, заставит потонуть или повеситься. "Громовых стрел два сорта: от огненных происходят пожары, а каменные или чугунные убивают людей, расщепляют деревья", — толкуют словоохотливые деревенские старушки. и каждая из них, на случай грозы, припасает ладан, чтобы посыпать его на уголья в печной загнетке или на раскаленную сковородку, так как "черт ладану боится". Как язык есть ключ к тайнам души, так молния — огненный язык бога - громовника — есть ключ, с помощью которого отмыкаются уста Перуновы и раздается его громовое слово.

Громовый жернов
Жернов, который мелет людское счастье и богатство. У белорусов сохранилось поверье, что горные духи, подчиненные Перуну и вызывающие своим полетом ветры и бурю, возят на себе громовый жернов, на котором восседает сам Перун с огненным луком в руках.

Громоносный Змей
На острове Буяне лежит громоносный змей.

Грыжа. Болезнь; персонификация болезни. В России XVII в. грыжу, по-видимому, могли представлять в облике живого, «грызущего существа». Согласно поверьям русских крестьян XIX–XX вв., грыжу можно изгнать, уничтожить, но «облик» этого заболевания почти не обозначен.

Грынуша или Хрипуша
Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Ложится на грудь и выходит харканьем.

Гуменник
Дух, живущий на гумнах, где молотят зерно и где хранят сжатый хлеб. Дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне, дух двора, отождествляемый с овинником. «Гумно — место обитания демонологических персонажей. У вост. славян это гуменник, гуменный (рус.), гуменник и гуменниха (бел.), а также овинник. Их старались ублажить и задобрить. Иногда гуменный отождествляется и с домовым, но, по-видимому, это самостоятельный персонаж. Он связан и с хлебными злаками, соломой, растительностью, и с помещением, в котором обрабатывается, хранится урожай, составляющий достаток семьи, залог ее благополучного будущего. Сведения о гуменнике немногочисленны. На севере России его представляли человеком с ярко горящими глазами. Он может явиться в виде барана (Смол.). Гуменник может быть мохнат, с лапами, и его мохнатость соотнесена с достатком крестьян: «Гуменник мохнат — крестьянин богат». Как и овинник, рижный, гуменный хозяин участвует в святочных гаданиях: он должен погладить гадающих на гумне. Если он погладит голой лапой, то это «к худу», шерстистой — «к добру». «На Новый год на гумне ходили слушать: как хорошо будет жить, так метлой гребут, а как нет, так разметают. В одном из рассказов гуменник защищает мужика от покойника-еретика (Арх.). Крестьяне Архангельской губернии верили, что гуменник «мужику, дружному с ним, заправляет, Бог весть откуда, хлеб, так что мужик в течение зимы и весны, не прибегая к купле, сам еще продает лишний хлеб на базарах»; кроме того, считали, что гуменник «не любит ночлежников», поэтому в овине старались не спать, «чтобы не задавил гуменник».

Гуменниха
Гумно — место обитания демонологических персонажей. У вост. славян это гуменник, гуменный (рус.), гуменник и гуменниха (бел.), а также овинник. Их старались ублажить и задобрить.

Гуменные
Относятся к домовым.

Гуменный хозяин
В быличках гуменный хозяин предстает в разных обликах: человека в белом, старика, барана, журавля.

Гуменный хозяин
Дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне.

Гуменный
Гуменник. У восточных славян и белорусов - это гуменник, гумениха, у русских гуменный, гуменник, а также овинник. Их старались ублажить и задобрить. Гуменный - Дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне. Гуменный (как и овинный, рижный) — один из духов крестьянских хозяйственных построек, в которых сушат, молотят, хранят снопы, хлеб.

Гуменщик
Дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне.

Гумиры
В осетинской мифологии великаны; представлялись грубыми сильными. В нартском эпосе выступают как уаиги, которые постоянно враждуют с нартами. Часто изображаются семиглавыми чудовищами или одноглазыми. По преданию, перед людьми были гумиры, затем черноногие.

Гурии
Гурии, хурии (араб. хур, «черноокие»), в мусульманской мифологии вечно юные и ослепительно красивые девы, вместе с праведниками населяющие джанну (рай). По своим функциям очень схожи со скандинавскими валькириями. В Коране Гурии называются также «супругами чистыми» погибших героев и просто достойных людей (2:23, 3:13; 4:60), т.е. лишёнными как телесных, так и духовных недостатков и на сроки, зависящие от числа благочестивых поступков последних, причём. Их не коснулся ни человек, ни джинн (55:56, 74). Сравнимые красотой с яхонтами и жемчугами (55:58), они сокрыты в шатрах (55: 72); «и сделал их (аллах) девственницами, мужелюбящими, сверстницами» (56:35-36). Земные супруги, если они вели праведную жизнь, также живут в раю со своими мужьями (Коран 43:70). При этом супруги небесные имеют тот же возраст, что и праведники. Согласно комментарию ал-Байдави, им всем по 33 года. Позднее предание описывает Гурии как существа, созданные из шафрана, мускуса, амбры и камфары. Они почти прозрачны и благоуханны, живут во дворцах, украшены драгоценностями. На груди у каждой написаны имя аллаха и имя её супруга. В словаре Брокгауза и Ефрона указано, что гурии покоятся в роскошных, вечно зеленеющих садах на драгоценных коврах, и в их объятиях правоверного ожидает бесконечное блаженство. Из истории известен Святитель Гурий, архиепископ Казанский в 1563 году.

Гусеницы
Относ ятся к гадам. Это животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый класс хтонических животных.

Гусь
Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, черной чтицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка.

Гуштасп
В иранской мифологии царь, провозгласивший зороастризм государственной религией Ирана. Образ восходит к авест. Виштаспе; среднеиран. Виштасп. Согласно «Шахрихаин Эран», религиозному произведению на среднеиранском языке, Виштасп повелел Зардушту - Заратушгре записать «Авесту» (1200 глав) специальным религиозным шрифтом на золотых досках и поместить её в «сокровищницу (храм) огня». В «Денкарте» упомянута десятая, не дошедшая до нас книга «Авесты» «Виштасп-Наск», посвящённая борьбе Виштаспа с царём хионитов Арджаспом, противником зороастризма (о победе Виштаспа над ним повествует поэма на среднеиранском языке «Йадгар Зареран», ем. в ст. Арджасп). Согласно «Шахнаме», Гуштасп - сын иранского царя Лухраспа. Отец не желает уступить ему трон, и Гуштасп отправляется в Рум (Византию), где в него влюбляется дочь кесаря Китаюн (сначала увидевшая Гуштаспа во сне). Кесарь отрекается от дочери, и влюблённые скрываются от его гнева у одного из румийских вельмож. Однако Гуштасп своими подвигами (убийством чудовищного волка и др.) добивается расположения кесаря и тот отдаёт ему в жёны трёх своих дочерей, в т. ч. и Китаюн. После победы Гуштаспа над противником Рума хазарским царём Ильясом кесарь замышляет с помощью Гуштаспа завладеть Ираном, но Лухрасп добровольно уступает престол Гуштаспу. Став царём, Гуштасп начинает опасаться притязаний на трон со стороны своего сына Исфандияра и коварно губит его.

Гэсэр хан
Потанин видит схожие черты Ставра Годиновича в монгольском Гэсэр-хане.

0 Comments:

Post a Comment

<< Home