Буква О. Обвертень - Одд
Обвертень.
Обворотень.
Обдериха
Банный дух, отличающийся необыкновенной жестокостью. В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж, подобный «страшному» баннику, — банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе характеризуются ее названием. На Пинеге и Печоре женский облик банника. За малейшее нарушение банного ритуала наказывает. Большим прегрешением считается мытье в бане в одиночку, особенно в четвертый пар, который уготован обдерихе. На четвертую смену специально для обдерихи оставляют в кадушке немного горячей воды, а на полке кусочек мыла. С вошедшего в ее пору человека обдериха сдирает кожу, вешает на печку каменку, а тело забивает под пол, в щели. Всякое ночное посещение бани, особенно с похвальбой, что чертей бояться не стоит, карается обдерихой. Наказывает она и тех, кто не оставит ей мыла или воды. В следующее посещение бани она плеснет на провинившегося кипятком или задушит угаром. Если кто выйдет из бани с поцарапанной или разодранной спиной, значит, обдериха драла. Видели обдериху под полком в бане, в полуночьё она может показаться кошкой с широкими горящими глазами.
Обертень.
Обертиха.
Обертной.
Обертун.
Обертыш.
Обёртыш.
Обида
Птица -Лебедь, птица печали, обиды. Обида. Редкая богиня. Обида - облачная дева, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями. «.Въстала Обида в силах Дажъбога внука, вступилъ девою на землю Трояню, въплескала лебедиными крылы на синем море, у Дону плещущи» («Слово о полку Игореве»). Название Обида согласуется с теми собственными именами, какие приданы небесным воинственным девам, например, Распря, Победа и пр. Обида - Чёрная лебедь, птица печали и горя, воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни. Не смогли греки одолеть нас возле Хорсуни тридцать лет. Тогда стали они торговать с нами, думали, что ослабимся мы, но троянского коня не вышло у них. Дабы не встала Обида Дажьбоговым внукам. Обида всегда противостоит Орлу, Соколам - птицам верховных светлых богов. Вслед за Вороном стаей чёрною, мрачным видением, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол - птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали.
Облако
Демоны болезни могут представляться паром, туманом, воздухом, мглой, облаком, дымом или быть невидимыми.
Облакогонитель
Градивнык, хмарник (облакогонитель) — персонаж украинской демонологии. Планетникам близки серб. здухач, др.-рус. облакопрогонник, облакогонитель.
Облакопрогонники
В древности так назывались колдуны, обладавшие особенной чародейной силою и умеющие воздействовать на погоду, изменять направление ветров, усмирять вихри. Ростом они достигали небес, так что им ничего не стоило коснуться белоснежных облачных глыб, разогнать их и выпустить на свободу пресветлое солнце. Однако при надобности те же чародеи гнали полчища дождевых и снеговых туч на поля, поливая их; иной раз благодаря их стараниям реки выходили из берегов, сутками бушевали ураганы... Когда же наши далекие предки принимались воевать, счастлива была та сторона, вместе с коей сражались облакопрогонники, ибо могли они противника заставить отступить, среди лета напустив на лагерь его метели, среди зимы полив ледяным дождем, среди дня наведя кромешную тьму и сбив с дороги. Увы, до наших времен дошли одни лишь отрывочные и восторженные слухи о баснословных колдунах - облакопрогонниках! см. Хмарник, Хала. Климатическая война прекрасно описана у С.Снегова в книге "Диктатор". Планетникам близки серб. здухач, др.-рус. облакопрогонник, облакогонитель.
Облом.
Облюдок
Обменыш. См. Подменыш.
Обмен.
Обменёк.
Обмененник.
Обменённик.
Обменённый.
Обменёнок.
Обменёныш.
Обмени.
Обменки.
Обменок.
Обменыш
Одно из любимых занятий бесов - похищение детей. Дьявол подменяет своими чертенятами некрещеных человеческих младенцев. Без разбору черти уносят и тех, которых в сердцах проклинают матери, и таких, которым в недобрый час скажут неладное (черное) слово, вроде: "Хоть бы черт тебя унес". Уносят и младенцев, оставленных до крещения без надлежащего присмотра, то есть когда младенцам дают заснуть, не перекрестивши их, дают чихнуть и не поздравствуют ангельскую душу, не пожелают роста и здоровья. Особенно не советуют зевать в банях, где обыкновенно роженицы проводят первые дни после родов. Нечистая сила зорко сторожит и пользуется каждым случаем, когда роженица вздремнет или останется одна. Вот почему опытные повитухи стараются не покидать матерей ни на одну минуту; в крайнем случае, при выходе из бани, крестят все углы. Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то мать и не заметит, как за крышей зашумит сильный ветер, спустится нечистая сила и обменяет ребенка, положив под бок роженицы своего лешачонка или обменыша. Эти обменыши бывают очень тощи телом и крайне уродливы: ноги у них всегда тоненькие, руки висят плетью, брюхо огромное, а голова непременно большая и свисшая на сторону. Сверх того, они отличаются природной тупостью и злостью и охотно покидают своих приемных родителей, уходя в лес. Впрочем, живут они недолго и часто пропадают без вести или обращаются в головешку. Что касается судьбы похищенных детей, то черти обыкновенно носят их с собой, заставляя раздувать начавшиеся на земле пожары. Но бывает и иначе. Похищенные дети отдаются на воспитание русалкам или проклятым девкам, у которых они остаются, превращаясь впоследствии: девочки в русалок, мальчики в леших. Сюда же, к неизвестным "тайным людям", или к самим дьяволам, поступают "приспанные дети", то есть случайно задушенные матерями во время сна. И в том, и в другом случае душа ребенка считается погибшей, если ее не спасет сама мать постоянными молитвами в течение сорока дней, при строжайшем посте. Ребенок, унесенный "тайными людьми", делается сам тайным человеком: невидимо бродит по белому свету, отыскивая себе пропитание. Пьет молоко, оставленное в горшках не благословенным, снимает с кринок сметану. Если же ребенок похищен дьяволом, то последний помещает его в темной и тесной темнице. Хотя в темнице нет ни огня, ни кипящей смолы, как в кромешном аду, зато ребенок навсегда лишается света и будет вечно проклинать свою мать за то, что она не уберегла его. Впрочем, для матери, осыпаемой упреками посторонних и страдающей от личного раскаяния, имеется из этого мучительного положения выход. Необходимо три ночи простоять в церкви на молитве; но беда в том, что не всякий священник разрешает это. Тем не менее несчастные матери слепо веруют, что если ребенка похитили "тайные люди", то он, по молитве, явится на своем месте целым и, по окроплении святою водою, останется невредимым.
Оборотень
Волкодлак, волколак. Мнимое существо, человек, превращенный колдуном в животное, чаще всего в волка или медведя, который затем может оборачиваться в собаку, кошку, в куст, пень и прочее. Оборотень - чудовище, существующее во многих мифологических системах. Подразумевается человек, умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное умеющее обращаться в людей. Так же, часто таким умением обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Ведьмы также обращаются в волкодлаков и обращают других. Узнать оборотня можно по тому, что у него задние ноги имеют колени вперёд, как у человека, а не назад, как у волка. Вредят оборотни тем, кто их испортил, но могут по ночам преследовать одиноких путников, особенно если те выпили лишку. Перешёл оборотень дорогу — быть беде. С помощью колдовства превращающийся сам или превращаемый колдуном из человека в волка на определенный срок и в таком виде получившего название волколак. Русские представления об оборотнях (см. Оборотничество) близки поверьям о Волколаках. В болгарской традиции под волколаком также часто понимается вампир, но сохранились представления и о Волколаке как о человеке-оборотне, и об убийстве охотником волка, под шкурой которого оказывается человек. Согласно восточнославянским и польским поверьям, Волколак чаще всего имеет облик обычного волка, хотя некоторые особенности его внешнего вида и поведения выдают в нем оборотня: с точки зрения русских, на задних ногах у Волколака колени выступают вперед, как у человека, а не назад, как у волка; белорусы считают, что у него человеческая тень и он всегда бегает один, вне стаи. Иногда склонность к оборотничеству предопределена судьбой: украинцы считают, что Волколак — люди, зачатые накануне Пасхи, рожденные женщиной от связи с волком, а русские полагают, что это люди, проклятые родителями. По чешским поверьям, людей в волков обращает св. Николай, а по южнославянским — св. Юрий, который набрасывает на людей волчьи шкуры. Восточные и западные славяне полагают, что желая превратиться в Волколак, человек должен перекувырнуться через осиновый пень, перекресток, воткнутые в землю ножи. В болгарской мифологии таласым - вечно живущий оборотень. Превращаясь в собаку, кошку, любое другое животное, он нападает глухою ночью на людей и душит их. Если не дать ему отпора, заболеешь или даже умрешь. Василиск, родившийся из спорыша, делается оборотнем. Есть одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде. Он наделен чёртами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде “зверя Китовраса” — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Из тирлича выжимается сок, которым оборотни натирают свои подмышки при свершении чар. Известны случаи выпекания обыденного хлеба, которому приписывались магические свойства - возвращать оборотню - волколаку человеческий облик, излечивать бешенство и другие болезни. По русским поверьям, в виде овчины может показаться оборотень. У сербов для оберега от Зайца - оборотня охотник должен иметь черную собаку без единого светлого пятна. Сербы полагают, что на случай встречи с животным-оборотнем Охотник должен иметь в ружье записку с оберегом или брать с собой черную собаку без единого светлого пятна. Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации (обновлению) тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение). Считается что серебро так же смертельно для оборотня. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьёй форме, он тем не менее сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Существует несколько способов стать оборотнем: посредством магии; быть проклятым кем-то, кому вы причинили зло; быть укушенным оборотнем; быть рожденным от оборотня; съесть мозг волка; сделать глоток воды из волчьёго следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая; вкусить жареной волчьёй плоти; носить одежду, сделанную из волка; родиться в канун Рождества. В первых четырех случаях кровь человека становится зараженной или проклятой. Человек, который стал оборотнем не по своей воле (рождение, проклятие или укус) не считается проклятым необратимо до тех пор, пока не попробует человеческой крови. Как только он это сделает, его душа будет проклята вечно и ничто не сможет его исцелить. Но даже если он после этого не будет пробовать человеческую кровь, его душа не сможет попасть в рай и человек останется на Земле до самой своей смерти, пока на нем лежит проклятие. Оборотней чаще всего изображают чудищами. Верят, что в мрачные зимние ночи, особенно со дня Рождества до Богоявления, оборотни шастают повсюду и пугают людей. После водоосвящения воздух очищается от этих чудищ, и они мгновенно исчезают. Оборотень крупнее и сильнее обыкновенного волка, а главное— преступно любит человечину. Почему волк? На протяжении многих столетий он оставался существом вполне фантастическим — даром что охотники и крестьяне немало знали о его повадках (еще в XX веке волки изредка забегали на улицы, скажем, Парижа). В незапамятные времена многие животные перебывали тотемами. Ни в какого хищника охотники и воины не перевоплощались столь самозабвенно и истово, как в волка: свирепость, выносливость, удачливость зверя восхищали первобытное сознание. Не могло это кончиться добром. Состояние, в котором человек воображает себя волком и становится социально опасным, способным на любое насилие и на убийство. Христианство яростно искореняло все волчьи культы как языческие, и в конце концов «положительный образ» волка остался только в фольклоре. Первые отцы церкви решительно отрицали и само вероятие превращения человека в животное, но вот в раннем средневековье теологи заколебались. По сербским поверьям, можно обезопасить дом от оборотней, натерев его по щелям чесноком. Убить оборотня можно лишь серебряной пулей или жезлом, благословенным в той или иной церкви... Особые случаи оборотничества — когда зло само ищет выход из человека, и он сам норовит стать монстром. Во время ведьминых шабашей такие люди на перекрестках дорог или опушках леса оставляют клочки своих волос, кожи. капельки крови. Дьявол собирает это приношение и одаряет негодяев особым втиранием, составленным из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, разумеется, волка. В полнолуние мерзавец обратится в оборотня. В быту оборотня можно опознать по запавшим глазам, которые светятся в темноте, по шелудивым ногам, по шерсти на ладони, по тому, что указательные пальцы у них длиннее средних, а при нарождающемся месяце на бедре выступает тайный знак... Оборотень как фантастическое существо просуществует еще долго. Наверно, пока жив его основной компонент — человек, существо совершенно фантастическое и непредсказуемое.
Оборотка.
Объедало
В поисках украденной невесты герой славянских сказок должен совершить несколько трудных подвигов. Ему помогают достичь желанной цели несколько чудесных умельцев. Объедало разом пожирает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами, а все кричит: "Мало!". Опивало может разом выпить сорок бочек вина или даже целое озеро. Скороход на одной ноге скачет, другая же к уху подвязана; стоит ее отвязать - и вмиг весь белый свет перешагнет скороход. Стрелок попадает мухе в глаз аж за тысячу верст. Чуткой слышит, как трава растет; а если припадет ухом к земле, то узнает, что на том свете вершится. Мороз - Трескун, или Студенец, вмиг замораживает чугунную баню, раскаленную докрасна. Старик с вязанкою дров, которые, будучи разбросаны, превращаются в несметное воинство. Один из подвигов Ильи Муромца состоял, в убиении нечестивого Идолища, который пожирал зараз по целому быку жареному и пил по котлу меда или пива, а котел был так велик, что его с трудом поднимали двадцать силачей. Не зря Идолище иногда называют Едалищем.
Овертун.
Овёртыш.
Овинник
Дух, живущий в овине. Дух овина, добрый. Дворовый. Скотник. Кутной Бог. Домовые. Домашние Божества. Доброжил. У вост. славян это гуменник, гуменный (рус.), гуменник и гуменниха (бел.). Весь лохматый, но одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает. Особенно нерадивых хозяев — бросает им жар в неубранные снопы. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник тоже накажет пожаром. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку, в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного зaмyж пойдёт; моxнaтoй рукой коснется овинник, знать, за богатого — радуется девушка.В том, что овины горели, обвиняли овинника, духа — хозяина овина. Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины в самом углу подлаза днём и ночью. ...Глаза горят калёными угольями, как у котов, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, весь чёрный и лохматый. Топить овины в Воздвиженьев день а на Покров не позволяет: и на добрый случай попехнет у костра в бок так, что едва не соберешь дыхание; на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. В славянских поверьях овинник - главный в овине и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Добрый дух. (славянская мифология). Овинник — хранитель запасов зерна и сена. У русских и белорусов мифологический покровитель овина — места для сушки снопов с очагом или печью. В Древней Руси овин был местом поклонения огню, о чем свидетельствуют источники: «молятся огневи под овином…». Кроме овинника, называемого также подовинником или дедушкой овинным, а у белорусов — осетником или осетным (от белорусского осеть — «овин»), мифологическими хозяевами овина могли быть и женские персонажи — овинница или жаренща. В русских заговорах упоминаются подовинник батюшка и подовинница матушка. Овинник может быть чаще всего чёрного цвета. Овинник в обличьё огромного черного кота с горящими глазами живет в яме для огня под настилом овина. По другим поверьям, он имеет облик человека с длинными всклокоченными волосами дымчатого цвета, старика или очень высокого лохматого мужика, а также может принимать вид одного из членов семьи, которой принадлежит овин. Овинник способен оборачиваться медведем или собакой. Увидеть Овинника можно на Пасху во время заутрени, когда он сидит в кострище в самом углу настила. Характер Овинника в народных поверьях противоречив. С одной стороны, он проявляет себя как рачительный хозяин, охраняющий овин от всякой нечисти и способствующий хорошему намолоту зерна. Он помогает своему хозяину — человеку: по ночам переносит снопы на ток, довеивает зерно, ночью стережет солому. Считалось даже, что Овинник — добрый и милостивый дух, способный защитить человека от упырей и чертей, если ему помолиться. Согласно русским быличкам, Овинник до первых петухов дрался со старухой-упырицей, напавшей на парня, и отстоял его. В другой быличке Овинник защищает человека от происков банника. По другим представлениям, Овинник труслив и убегает от человека. Рассердившись, он может подпалить овин, особенно если его топить в те дни, когда овин — «именинник», а именно: в день Феклы-Заревницы (24.IX/7.X), на Воздвижение (14/27.IX) и на Покров (1/14.Х). В этом случае он даже может убить хозяина. Рассерженный Овинник способен запихать хозяина в печь. Овинник пугает людей страшным хохотом и хлопаньем в ладоши. В овине не принято было оставаться на ночь, но если необходимо переночевать, у Овинника просили разрешения. Чтобы задобрить Овинника, ему приносили жертвы: в день свв. Косьмы и Дамиана (1/14.XI) хозяин приносил в овин пирог и петуха. Петуху отрубал голову и ноги и бросал их на крышу избы, чтобы велись куры, а кровью кропил по всем углам овина. Полагали, что увидев Овинника, нельзя креститься, иначе он сожжет всю усадьбу. На святках девушки приходили к овину гадать о браке: просовывали в окно овина руку или выставляли в дверь обнаженную заднюю часть тела. Считалось, что если Овинник дотронется до тела девушки голой рукой, то будущий муж будет бедным, а если мохнатой — богатым. Некоторые исследователи считают, что первоначально этот дух был связан с солнечным культом и лишь позже стал восприниматься как дух овинного очага. Женский овинный дух жареница живет в овине у печки и излучает из себя свет и огонь.
Овинника-духа день
День жатвы. К концу августа жатва заканчивалась, женщины заплетали последние несжатые колоски «Велесу на бородку», молили землю вернуть уставшим крестьянам силу.
Овинник-Сварожич
См. Сварожич-Овинник.
Овинница.
Овинничиха.
Овинный батюшко.
Овинный дедушка
У белорусов его называют осетником или осетным (от белорусского осеть — «овин»), мифологическими хозяевами овина могли быть и женские персонажи — овинница или жаренща. В русских заговорах упоминаются подовинник батюшка и подовинница матушка. Он, как и овинник, в обличьё огромного черного кота с горящими глазами живет в яме для огня под настилом овина.
Овинный жихарь.
Овинный.
Овинушко.
Овинянник.
Овсей
Усень, Баусень, Таусень, Говсень, Овсень, Авсень. В восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия; персонифицированное начало года - прибытка (урожая).
Овсенич
Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.
Овсень
Овсей, Усень, Баусень, Таусень, Говсень, Авсень, Ясень. Бог-покровитель Осеннего Равноденствия, названного его именем. Сын (ипостась) Бога солнца Ра. Его время от осеннего равноденствия 23 сентября до зимнего солнцестояния. Отсюда происходит слово «осень» и дерево ясень. В восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия; персонифицированное начало года - прибытка (урожая). Овсень - первый святой волхв - Коляда, а другие - Яр и Красная гора, и Овсень великий и малый. И идут те святые, как муж от града до села огнищанского, и с этим на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам.
Овца. Нередко выступает в роли Здухача.
Овчары. Обладают способностью к оборотничеству.
Огнебог. Бог, хранящий очаги. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.
Огнёва.
Огневая.
Огневица.
Огнёвица.
Огнёвка.
Огневушка Поскакушка
В русских сказаниях махонькая сначала девчоночка, вроде куколки, с ладошку величиной, с рыжими волосами в голубеньком сарафанчике и с голубым платочком в руке. Огневушка – хозяйка верхового золота, которое хранится в верхних пластах земли. Также она зимой лето умеет делать – протанцует этак пару кругов – земля вокруг неё и оттает, даром что снег вокруг, трава зазеленеет, цветы расцветут. Есть у неё также волшебная лопатка, изоржавевшая вся и с расколотым черенком. Но в ней чудесные свойства: помогает она зарубки сделать, место, где золото хранится, отметить, а кроме того в снегу согревает и куда надо выводит. На ней по ржавчине золотые таракашки посажены. Целых шесть штук. Появляется она в кострище, иногда в дыму и очень редко вообще без них. Танцуя и вместе с тем, увеличивая круги вокруг огнища, она понемногу подрастает и под конец становится размером с настоящую девчонку. Если она в дыму появилась, то значит, сарафан у неё и платочек потемнее будут. Она может выходить и входить в землю. А по чему она пройдёт, на том следы её ног выгорают. Главный её противник – филин. Если он после того, как Поскакушка засвистит, захохочет, никакого золота там и в помине не будет. Она может проходить сквозь предметы, хотя и не любит этого делать. «…- Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше всё меньше да меньше и на-нет сойдёт. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего…»
Огнеземий Вук
Вук Огнеземий. Змей — Огненный Волк, — в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (11 в.), к общеславянскому мифу о чудесном герое - волке.
Огненная болезнь.
Огненная Мария
Царица Небесная, древняя богиня весны и плодородия.
Огненная сорочка
Волшебная сорочка, наделяющая того, кто ее носит, необычайною богатырскою силою. Приобретается она сказочным героем от змея или птиц, этих мифических представителей бурь и грозы, и только облекаясь в нее, он в состоянии бывает владеть мечем-кладенцом.
Огненный бес.
Огненный волк
Вук Огнеземий. Змей — Огненный Волк, — в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (11 в.), к общеславянскому мифу о чудесном герое - волке.
Огненный дракон.
Огненный Змей
Лели супруг. Бог войны. Рождён от свергнутого им Индрика Змея и Мать Сырой Земли, когда Индрик Змей её силой взял. Взял в жены царицу темного царства – Пераскею. В славянской мифологии змеевидный демон, наделенный антропоморфными чёртами. Цикл мифов об Огненном Змее отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в преданиях, сохранившихся в древнеславянских традициях. Огненный Змей вступает в брак с женщиной (или насилует ее), после чего родится существо змеиной породы (см. также Змей Огненный Волк); сын Огненного Змея вступает в единоборство с отцом и побеждает его. Огненный змей — воплощение стихии огня: эта его функция, как и связь с кладами и богатствами, которые он приносит в дом, куда летает (Налетник или Летучий у восточных славян), сближает его с жар - птицей восточнославянских сказок. В заговорах Огненный Змей призывается как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. В Огненного Змея могут превращаться колдуны. Горыне близок эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах Горыни и Горыныча отражение корня “гореть” (огонь), а не “гора”. В таком случае не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. Девичьи зори возле Млечного Пути однажды поведьмились и связались с Огненным 3меем, а потом выяснилось, что они были прокляты на роду. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе). По восточнославянским и польским представлениям, ведьма, змора или огненный змей могут оборачиваться иголкой, поэтому не советовали поднимать найденную иглу, а поднятую следовало тут же переломить и выбросить. У всех славян считается, что старый петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо («хованец - годованец», «огненный змей», «маляк», «василиск», «антипка», «нечистия», «девятник», «осинавець» и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо — нечистое. Оно исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли. Через печную трубу в дом проникают огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п.
Огненный клуб.
Огненный Конь
Это конь, отгоняющий всех хищников и вообще всю нечисть.
Огненный Сноп
См. Пата-Кабуся.
Огненный шар.
Огненный Щит
См. Царь Огненный Щит.
Огнея
Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Насылает озноб. В заговорах болезни получают собственные имена, обычно в соответствии с тем, источником какой болезни они являются (Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея, Ломея и др.).
Огник
Семаргл. Так русичи называют Семаргла за его чистоту и яростность. И сему богу Огнику Семарглу говорим мы: "Покажись и восстань на небесах и свети аж до мерцающего рассвета!"
Огнищанин
Осевший. Возможно, что звали его Орей. Был в те времена осевший огнищанин (похоже зороастриец или сам Заратуштра). Был он благ, боги дали ему много овец и скота, пасущегося в степях со многими травами. Скот огнищанина того давал приплод и умножался. Как-то предстал пред его очами странник и сказал ему, чтобы его сыны пошли в землю иную в край чудесный - туда, где заходит Солнце, туда, где оно спит на золотом одре. Когда прискачет туда всадник, он скажет Солнцу: "Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесницу свою и взойти с Зарёй на Востоке". Оказал тот странник огнищанину много видений. Будто бы Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую колесницу. И её ворожеи желают утаить. Будто бы всадник скачет в иные края, словно так Заря идёт, и несёт искры свои, и одежды Даждьбоговы трясёт, и искры разлетаются до края небесного. Тогда двоих сыновей отправил огнищанин туда, куда заходит солнце, и видели они там много чудес и злачные травы. И возвратились к отцу и сказали ему, как прекрасен тот край. Многие племена и роды изъявили желание следовать по тропе той, и пришли они все к тому осевшему (огнищанину).
Огния.
Огненный уж.
Огонь Сварожич
Агуня. Бог огня. Иногда Огонь просто называют Сварожичем. Его символом является четырехлучевая звезда. Ветру приписывается человекоподобие. В мифологической картине мира человек и природа (культура и природа) взаимосвязаны и способны к взаимопониманию, к отношениям, регулируемым многочисленными обрядами. Соответственно в мифах и обрядах антропоморфизируются не только духи, воплощающие лес (леший), воду (водяной) и т.п., но и сами стихии (см. Ветер, Земля, Гром, Огонь и т. д.); они наделяются волей, сознанием и т. п. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается. Огонь представлялся славянам живым своенравным существом. Он ест, пьет и спит подобно человеку, а рассердившись, может и отомстить пожаром за непочтительное отношение. В Вологодской губ. об Огне говорили не иначе как ласкательно- «Огонек, огонек, батюшка огонек!» Гасили Огонь на ночь со словами: «Спи, батюшка огонек!» Плевать в огонь считалось грехом; согласно поверью, того, кто мочится в Огонь, тот иссушит заживо. Украинцы Подолья оставляли в печи на ночь горшок с водою и полено, чтобы Огню было что есть и пить. На Ровенщине полагали, что огни отличаются друг от друга и имеют разные имена, например,один из огней именуется Андреем. Внутренний Огонь поддерживает тепло человеческого тела, однако его избыток приводит к болезни (ср. русское название лихорадки — огненная).
Огонь
Порождение Любви. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви.
Огонь-царь
По древним преданиям, бог Велес похитил Молонью-царицу и коварно овладел ею. (Велес умеет превращаться в красивого юношу и внушать страсть любой женщине). Родился Огненный Змей (Огонь-царь). И стал он мстить своему 'отцу за мать. Вместе с Молоньей-царицей преследует Белеса, превращающегося в человека, корову, коня, прячущегося под камнем или под деревом — крошит камень, расщепляет дерево, сжигает животное или человека. Огонь-царь всегда побеждает в единоборстве, а во время битвы творится буря. Огонь-царь живет на небе, Велес — на земле; храмы Огня, Перуна — на холмах, а Велеса — в низинах.
Огр
Возможно сла вянское происхождение огра. По Брюкнеру, польское слово "olbrzym" ("ольбжим") — раньше "obrzy" ("обжи") — великан, выводится из "обров", слова, которым славяне называли гуннов (либо аваров). Отсюда, например, название реки Обры. А в чешском до сих пор великан — это обр, а огромный — обровски ("obrovsky"). Огр - лЛюдоед-гигант, страшное чудовище, перенесенное из народной сказки в литературу вначале рыцарскими поэтами (Тассо, Боярдо), а потом Перро ("Histories ou Contes du temps passe"). Этимология, как считают одни, идет от Онгруа (венгр), поскольку в глазах средневекового плебса романских стран Венгрия была чем-то вроде невообразимо далеко на востоке лежащего края света, Anus Mundi, заселенного исключительно чудовищами и каннибалами. Кстати, чтобы было смешнее, рыцари из романских рыцарских поэм, плавая по морям-океанам, часто (sic!) высаживались на венгерском побережье. В литературу фэнтези огры перенесены прежде всего Толкином под названием Олог-хоев, выращенных Сауроном исключительно крупных и сильных троллей.
Огуменник
Гуменник. Дух, живущий на гумнах. Помощник Дворового, проказник и колоброд. Благоволит трудолюбивым хозяевам. Самый злой помощник дворового. Наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой. 4 сентября на Агафона-огуменника в ночь этот дух бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Люди стерегли гумна в тулупах, вывернутых наизнанку, с кочергой. В ночь на Святки с 24 на 25 декабря собравшиеся на посиделки играли «в молчанку». По команде «раз, два, три» все парни и девуилки должны хранить самое серьезное молчание... Не выдержавшие молчания подвергаются какой-нибудь условной каре. Сходить на гумно и принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказаний, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы «огуменника»...
Одд
Орвар Одд. Ближайшая параллель мотиву смерти Олега известна в исландской саге об Орваре Одде (13 в.): герой получает то же предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня: будучи уже стариком, он спотыкается о конский череп и ударяет его копьем; выползшая оттуда змея жалит Одда. Мотив предсказания судьбы (в т.ч. неизбежной смерти от животного или предмета) широко распространен в мировом фольклоре, однако на славянской почве этот мотив, очевидно, связан с Велесом, атрибутами которого являются конский череп и змея.
Обворотень.
Обдериха
Банный дух, отличающийся необыкновенной жестокостью. В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж, подобный «страшному» баннику, — банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе характеризуются ее названием. На Пинеге и Печоре женский облик банника. За малейшее нарушение банного ритуала наказывает. Большим прегрешением считается мытье в бане в одиночку, особенно в четвертый пар, который уготован обдерихе. На четвертую смену специально для обдерихи оставляют в кадушке немного горячей воды, а на полке кусочек мыла. С вошедшего в ее пору человека обдериха сдирает кожу, вешает на печку каменку, а тело забивает под пол, в щели. Всякое ночное посещение бани, особенно с похвальбой, что чертей бояться не стоит, карается обдерихой. Наказывает она и тех, кто не оставит ей мыла или воды. В следующее посещение бани она плеснет на провинившегося кипятком или задушит угаром. Если кто выйдет из бани с поцарапанной или разодранной спиной, значит, обдериха драла. Видели обдериху под полком в бане, в полуночьё она может показаться кошкой с широкими горящими глазами.
Обертень.
Обертиха.
Обертной.
Обертун.
Обертыш.
Обёртыш.
Обида
Птица -Лебедь, птица печали, обиды. Обида. Редкая богиня. Обида - облачная дева, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями. «.Въстала Обида в силах Дажъбога внука, вступилъ девою на землю Трояню, въплескала лебедиными крылы на синем море, у Дону плещущи» («Слово о полку Игореве»). Название Обида согласуется с теми собственными именами, какие приданы небесным воинственным девам, например, Распря, Победа и пр. Обида - Чёрная лебедь, птица печали и горя, воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни. Не смогли греки одолеть нас возле Хорсуни тридцать лет. Тогда стали они торговать с нами, думали, что ослабимся мы, но троянского коня не вышло у них. Дабы не встала Обида Дажьбоговым внукам. Обида всегда противостоит Орлу, Соколам - птицам верховных светлых богов. Вслед за Вороном стаей чёрною, мрачным видением, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол - птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали.
Облако
Демоны болезни могут представляться паром, туманом, воздухом, мглой, облаком, дымом или быть невидимыми.
Облакогонитель
Градивнык, хмарник (облакогонитель) — персонаж украинской демонологии. Планетникам близки серб. здухач, др.-рус. облакопрогонник, облакогонитель.
Облакопрогонники
В древности так назывались колдуны, обладавшие особенной чародейной силою и умеющие воздействовать на погоду, изменять направление ветров, усмирять вихри. Ростом они достигали небес, так что им ничего не стоило коснуться белоснежных облачных глыб, разогнать их и выпустить на свободу пресветлое солнце. Однако при надобности те же чародеи гнали полчища дождевых и снеговых туч на поля, поливая их; иной раз благодаря их стараниям реки выходили из берегов, сутками бушевали ураганы... Когда же наши далекие предки принимались воевать, счастлива была та сторона, вместе с коей сражались облакопрогонники, ибо могли они противника заставить отступить, среди лета напустив на лагерь его метели, среди зимы полив ледяным дождем, среди дня наведя кромешную тьму и сбив с дороги. Увы, до наших времен дошли одни лишь отрывочные и восторженные слухи о баснословных колдунах - облакопрогонниках! см. Хмарник, Хала. Климатическая война прекрасно описана у С.Снегова в книге "Диктатор". Планетникам близки серб. здухач, др.-рус. облакопрогонник, облакогонитель.
Облом.
Облюдок
Обменыш. См. Подменыш.
Обмен.
Обменёк.
Обмененник.
Обменённик.
Обменённый.
Обменёнок.
Обменёныш.
Обмени.
Обменки.
Обменок.
Обменыш
Одно из любимых занятий бесов - похищение детей. Дьявол подменяет своими чертенятами некрещеных человеческих младенцев. Без разбору черти уносят и тех, которых в сердцах проклинают матери, и таких, которым в недобрый час скажут неладное (черное) слово, вроде: "Хоть бы черт тебя унес". Уносят и младенцев, оставленных до крещения без надлежащего присмотра, то есть когда младенцам дают заснуть, не перекрестивши их, дают чихнуть и не поздравствуют ангельскую душу, не пожелают роста и здоровья. Особенно не советуют зевать в банях, где обыкновенно роженицы проводят первые дни после родов. Нечистая сила зорко сторожит и пользуется каждым случаем, когда роженица вздремнет или останется одна. Вот почему опытные повитухи стараются не покидать матерей ни на одну минуту; в крайнем случае, при выходе из бани, крестят все углы. Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то мать и не заметит, как за крышей зашумит сильный ветер, спустится нечистая сила и обменяет ребенка, положив под бок роженицы своего лешачонка или обменыша. Эти обменыши бывают очень тощи телом и крайне уродливы: ноги у них всегда тоненькие, руки висят плетью, брюхо огромное, а голова непременно большая и свисшая на сторону. Сверх того, они отличаются природной тупостью и злостью и охотно покидают своих приемных родителей, уходя в лес. Впрочем, живут они недолго и часто пропадают без вести или обращаются в головешку. Что касается судьбы похищенных детей, то черти обыкновенно носят их с собой, заставляя раздувать начавшиеся на земле пожары. Но бывает и иначе. Похищенные дети отдаются на воспитание русалкам или проклятым девкам, у которых они остаются, превращаясь впоследствии: девочки в русалок, мальчики в леших. Сюда же, к неизвестным "тайным людям", или к самим дьяволам, поступают "приспанные дети", то есть случайно задушенные матерями во время сна. И в том, и в другом случае душа ребенка считается погибшей, если ее не спасет сама мать постоянными молитвами в течение сорока дней, при строжайшем посте. Ребенок, унесенный "тайными людьми", делается сам тайным человеком: невидимо бродит по белому свету, отыскивая себе пропитание. Пьет молоко, оставленное в горшках не благословенным, снимает с кринок сметану. Если же ребенок похищен дьяволом, то последний помещает его в темной и тесной темнице. Хотя в темнице нет ни огня, ни кипящей смолы, как в кромешном аду, зато ребенок навсегда лишается света и будет вечно проклинать свою мать за то, что она не уберегла его. Впрочем, для матери, осыпаемой упреками посторонних и страдающей от личного раскаяния, имеется из этого мучительного положения выход. Необходимо три ночи простоять в церкви на молитве; но беда в том, что не всякий священник разрешает это. Тем не менее несчастные матери слепо веруют, что если ребенка похитили "тайные люди", то он, по молитве, явится на своем месте целым и, по окроплении святою водою, останется невредимым.
Оборотень
Волкодлак, волколак. Мнимое существо, человек, превращенный колдуном в животное, чаще всего в волка или медведя, который затем может оборачиваться в собаку, кошку, в куст, пень и прочее. Оборотень - чудовище, существующее во многих мифологических системах. Подразумевается человек, умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное умеющее обращаться в людей. Так же, часто таким умением обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Ведьмы также обращаются в волкодлаков и обращают других. Узнать оборотня можно по тому, что у него задние ноги имеют колени вперёд, как у человека, а не назад, как у волка. Вредят оборотни тем, кто их испортил, но могут по ночам преследовать одиноких путников, особенно если те выпили лишку. Перешёл оборотень дорогу — быть беде. С помощью колдовства превращающийся сам или превращаемый колдуном из человека в волка на определенный срок и в таком виде получившего название волколак. Русские представления об оборотнях (см. Оборотничество) близки поверьям о Волколаках. В болгарской традиции под волколаком также часто понимается вампир, но сохранились представления и о Волколаке как о человеке-оборотне, и об убийстве охотником волка, под шкурой которого оказывается человек. Согласно восточнославянским и польским поверьям, Волколак чаще всего имеет облик обычного волка, хотя некоторые особенности его внешнего вида и поведения выдают в нем оборотня: с точки зрения русских, на задних ногах у Волколака колени выступают вперед, как у человека, а не назад, как у волка; белорусы считают, что у него человеческая тень и он всегда бегает один, вне стаи. Иногда склонность к оборотничеству предопределена судьбой: украинцы считают, что Волколак — люди, зачатые накануне Пасхи, рожденные женщиной от связи с волком, а русские полагают, что это люди, проклятые родителями. По чешским поверьям, людей в волков обращает св. Николай, а по южнославянским — св. Юрий, который набрасывает на людей волчьи шкуры. Восточные и западные славяне полагают, что желая превратиться в Волколак, человек должен перекувырнуться через осиновый пень, перекресток, воткнутые в землю ножи. В болгарской мифологии таласым - вечно живущий оборотень. Превращаясь в собаку, кошку, любое другое животное, он нападает глухою ночью на людей и душит их. Если не дать ему отпора, заболеешь или даже умрешь. Василиск, родившийся из спорыша, делается оборотнем. Есть одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде. Он наделен чёртами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде “зверя Китовраса” — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Из тирлича выжимается сок, которым оборотни натирают свои подмышки при свершении чар. Известны случаи выпекания обыденного хлеба, которому приписывались магические свойства - возвращать оборотню - волколаку человеческий облик, излечивать бешенство и другие болезни. По русским поверьям, в виде овчины может показаться оборотень. У сербов для оберега от Зайца - оборотня охотник должен иметь черную собаку без единого светлого пятна. Сербы полагают, что на случай встречи с животным-оборотнем Охотник должен иметь в ружье записку с оберегом или брать с собой черную собаку без единого светлого пятна. Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации (обновлению) тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение). Считается что серебро так же смертельно для оборотня. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьёй форме, он тем не менее сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Существует несколько способов стать оборотнем: посредством магии; быть проклятым кем-то, кому вы причинили зло; быть укушенным оборотнем; быть рожденным от оборотня; съесть мозг волка; сделать глоток воды из волчьёго следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая; вкусить жареной волчьёй плоти; носить одежду, сделанную из волка; родиться в канун Рождества. В первых четырех случаях кровь человека становится зараженной или проклятой. Человек, который стал оборотнем не по своей воле (рождение, проклятие или укус) не считается проклятым необратимо до тех пор, пока не попробует человеческой крови. Как только он это сделает, его душа будет проклята вечно и ничто не сможет его исцелить. Но даже если он после этого не будет пробовать человеческую кровь, его душа не сможет попасть в рай и человек останется на Земле до самой своей смерти, пока на нем лежит проклятие. Оборотней чаще всего изображают чудищами. Верят, что в мрачные зимние ночи, особенно со дня Рождества до Богоявления, оборотни шастают повсюду и пугают людей. После водоосвящения воздух очищается от этих чудищ, и они мгновенно исчезают. Оборотень крупнее и сильнее обыкновенного волка, а главное— преступно любит человечину. Почему волк? На протяжении многих столетий он оставался существом вполне фантастическим — даром что охотники и крестьяне немало знали о его повадках (еще в XX веке волки изредка забегали на улицы, скажем, Парижа). В незапамятные времена многие животные перебывали тотемами. Ни в какого хищника охотники и воины не перевоплощались столь самозабвенно и истово, как в волка: свирепость, выносливость, удачливость зверя восхищали первобытное сознание. Не могло это кончиться добром. Состояние, в котором человек воображает себя волком и становится социально опасным, способным на любое насилие и на убийство. Христианство яростно искореняло все волчьи культы как языческие, и в конце концов «положительный образ» волка остался только в фольклоре. Первые отцы церкви решительно отрицали и само вероятие превращения человека в животное, но вот в раннем средневековье теологи заколебались. По сербским поверьям, можно обезопасить дом от оборотней, натерев его по щелям чесноком. Убить оборотня можно лишь серебряной пулей или жезлом, благословенным в той или иной церкви... Особые случаи оборотничества — когда зло само ищет выход из человека, и он сам норовит стать монстром. Во время ведьминых шабашей такие люди на перекрестках дорог или опушках леса оставляют клочки своих волос, кожи. капельки крови. Дьявол собирает это приношение и одаряет негодяев особым втиранием, составленным из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, разумеется, волка. В полнолуние мерзавец обратится в оборотня. В быту оборотня можно опознать по запавшим глазам, которые светятся в темноте, по шелудивым ногам, по шерсти на ладони, по тому, что указательные пальцы у них длиннее средних, а при нарождающемся месяце на бедре выступает тайный знак... Оборотень как фантастическое существо просуществует еще долго. Наверно, пока жив его основной компонент — человек, существо совершенно фантастическое и непредсказуемое.
Оборотка.
Объедало
В поисках украденной невесты герой славянских сказок должен совершить несколько трудных подвигов. Ему помогают достичь желанной цели несколько чудесных умельцев. Объедало разом пожирает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами, а все кричит: "Мало!". Опивало может разом выпить сорок бочек вина или даже целое озеро. Скороход на одной ноге скачет, другая же к уху подвязана; стоит ее отвязать - и вмиг весь белый свет перешагнет скороход. Стрелок попадает мухе в глаз аж за тысячу верст. Чуткой слышит, как трава растет; а если припадет ухом к земле, то узнает, что на том свете вершится. Мороз - Трескун, или Студенец, вмиг замораживает чугунную баню, раскаленную докрасна. Старик с вязанкою дров, которые, будучи разбросаны, превращаются в несметное воинство. Один из подвигов Ильи Муромца состоял, в убиении нечестивого Идолища, который пожирал зараз по целому быку жареному и пил по котлу меда или пива, а котел был так велик, что его с трудом поднимали двадцать силачей. Не зря Идолище иногда называют Едалищем.
Овертун.
Овёртыш.
Овинник
Дух, живущий в овине. Дух овина, добрый. Дворовый. Скотник. Кутной Бог. Домовые. Домашние Божества. Доброжил. У вост. славян это гуменник, гуменный (рус.), гуменник и гуменниха (бел.). Весь лохматый, но одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает. Особенно нерадивых хозяев — бросает им жар в неубранные снопы. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник тоже накажет пожаром. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку, в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного зaмyж пойдёт; моxнaтoй рукой коснется овинник, знать, за богатого — радуется девушка.В том, что овины горели, обвиняли овинника, духа — хозяина овина. Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины в самом углу подлаза днём и ночью. ...Глаза горят калёными угольями, как у котов, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, весь чёрный и лохматый. Топить овины в Воздвиженьев день а на Покров не позволяет: и на добрый случай попехнет у костра в бок так, что едва не соберешь дыхание; на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. В славянских поверьях овинник - главный в овине и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Добрый дух. (славянская мифология). Овинник — хранитель запасов зерна и сена. У русских и белорусов мифологический покровитель овина — места для сушки снопов с очагом или печью. В Древней Руси овин был местом поклонения огню, о чем свидетельствуют источники: «молятся огневи под овином…». Кроме овинника, называемого также подовинником или дедушкой овинным, а у белорусов — осетником или осетным (от белорусского осеть — «овин»), мифологическими хозяевами овина могли быть и женские персонажи — овинница или жаренща. В русских заговорах упоминаются подовинник батюшка и подовинница матушка. Овинник может быть чаще всего чёрного цвета. Овинник в обличьё огромного черного кота с горящими глазами живет в яме для огня под настилом овина. По другим поверьям, он имеет облик человека с длинными всклокоченными волосами дымчатого цвета, старика или очень высокого лохматого мужика, а также может принимать вид одного из членов семьи, которой принадлежит овин. Овинник способен оборачиваться медведем или собакой. Увидеть Овинника можно на Пасху во время заутрени, когда он сидит в кострище в самом углу настила. Характер Овинника в народных поверьях противоречив. С одной стороны, он проявляет себя как рачительный хозяин, охраняющий овин от всякой нечисти и способствующий хорошему намолоту зерна. Он помогает своему хозяину — человеку: по ночам переносит снопы на ток, довеивает зерно, ночью стережет солому. Считалось даже, что Овинник — добрый и милостивый дух, способный защитить человека от упырей и чертей, если ему помолиться. Согласно русским быличкам, Овинник до первых петухов дрался со старухой-упырицей, напавшей на парня, и отстоял его. В другой быличке Овинник защищает человека от происков банника. По другим представлениям, Овинник труслив и убегает от человека. Рассердившись, он может подпалить овин, особенно если его топить в те дни, когда овин — «именинник», а именно: в день Феклы-Заревницы (24.IX/7.X), на Воздвижение (14/27.IX) и на Покров (1/14.Х). В этом случае он даже может убить хозяина. Рассерженный Овинник способен запихать хозяина в печь. Овинник пугает людей страшным хохотом и хлопаньем в ладоши. В овине не принято было оставаться на ночь, но если необходимо переночевать, у Овинника просили разрешения. Чтобы задобрить Овинника, ему приносили жертвы: в день свв. Косьмы и Дамиана (1/14.XI) хозяин приносил в овин пирог и петуха. Петуху отрубал голову и ноги и бросал их на крышу избы, чтобы велись куры, а кровью кропил по всем углам овина. Полагали, что увидев Овинника, нельзя креститься, иначе он сожжет всю усадьбу. На святках девушки приходили к овину гадать о браке: просовывали в окно овина руку или выставляли в дверь обнаженную заднюю часть тела. Считалось, что если Овинник дотронется до тела девушки голой рукой, то будущий муж будет бедным, а если мохнатой — богатым. Некоторые исследователи считают, что первоначально этот дух был связан с солнечным культом и лишь позже стал восприниматься как дух овинного очага. Женский овинный дух жареница живет в овине у печки и излучает из себя свет и огонь.
Овинника-духа день
День жатвы. К концу августа жатва заканчивалась, женщины заплетали последние несжатые колоски «Велесу на бородку», молили землю вернуть уставшим крестьянам силу.
Овинник-Сварожич
См. Сварожич-Овинник.
Овинница.
Овинничиха.
Овинный батюшко.
Овинный дедушка
У белорусов его называют осетником или осетным (от белорусского осеть — «овин»), мифологическими хозяевами овина могли быть и женские персонажи — овинница или жаренща. В русских заговорах упоминаются подовинник батюшка и подовинница матушка. Он, как и овинник, в обличьё огромного черного кота с горящими глазами живет в яме для огня под настилом овина.
Овинный жихарь.
Овинный.
Овинушко.
Овинянник.
Овсей
Усень, Баусень, Таусень, Говсень, Овсень, Авсень. В восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия; персонифицированное начало года - прибытка (урожая).
Овсенич
Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.
Овсень
Овсей, Усень, Баусень, Таусень, Говсень, Авсень, Ясень. Бог-покровитель Осеннего Равноденствия, названного его именем. Сын (ипостась) Бога солнца Ра. Его время от осеннего равноденствия 23 сентября до зимнего солнцестояния. Отсюда происходит слово «осень» и дерево ясень. В восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия; персонифицированное начало года - прибытка (урожая). Овсень - первый святой волхв - Коляда, а другие - Яр и Красная гора, и Овсень великий и малый. И идут те святые, как муж от града до села огнищанского, и с этим на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам.
Овца. Нередко выступает в роли Здухача.
Овчары. Обладают способностью к оборотничеству.
Огнебог. Бог, хранящий очаги. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.
Огнёва.
Огневая.
Огневица.
Огнёвица.
Огнёвка.
Огневушка Поскакушка
В русских сказаниях махонькая сначала девчоночка, вроде куколки, с ладошку величиной, с рыжими волосами в голубеньком сарафанчике и с голубым платочком в руке. Огневушка – хозяйка верхового золота, которое хранится в верхних пластах земли. Также она зимой лето умеет делать – протанцует этак пару кругов – земля вокруг неё и оттает, даром что снег вокруг, трава зазеленеет, цветы расцветут. Есть у неё также волшебная лопатка, изоржавевшая вся и с расколотым черенком. Но в ней чудесные свойства: помогает она зарубки сделать, место, где золото хранится, отметить, а кроме того в снегу согревает и куда надо выводит. На ней по ржавчине золотые таракашки посажены. Целых шесть штук. Появляется она в кострище, иногда в дыму и очень редко вообще без них. Танцуя и вместе с тем, увеличивая круги вокруг огнища, она понемногу подрастает и под конец становится размером с настоящую девчонку. Если она в дыму появилась, то значит, сарафан у неё и платочек потемнее будут. Она может выходить и входить в землю. А по чему она пройдёт, на том следы её ног выгорают. Главный её противник – филин. Если он после того, как Поскакушка засвистит, захохочет, никакого золота там и в помине не будет. Она может проходить сквозь предметы, хотя и не любит этого делать. «…- Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше всё меньше да меньше и на-нет сойдёт. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего…»
Огнеземий Вук
Вук Огнеземий. Змей — Огненный Волк, — в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (11 в.), к общеславянскому мифу о чудесном герое - волке.
Огненная болезнь.
Огненная Мария
Царица Небесная, древняя богиня весны и плодородия.
Огненная сорочка
Волшебная сорочка, наделяющая того, кто ее носит, необычайною богатырскою силою. Приобретается она сказочным героем от змея или птиц, этих мифических представителей бурь и грозы, и только облекаясь в нее, он в состоянии бывает владеть мечем-кладенцом.
Огненный бес.
Огненный волк
Вук Огнеземий. Змей — Огненный Волк, — в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (11 в.), к общеславянскому мифу о чудесном герое - волке.
Огненный дракон.
Огненный Змей
Лели супруг. Бог войны. Рождён от свергнутого им Индрика Змея и Мать Сырой Земли, когда Индрик Змей её силой взял. Взял в жены царицу темного царства – Пераскею. В славянской мифологии змеевидный демон, наделенный антропоморфными чёртами. Цикл мифов об Огненном Змее отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в преданиях, сохранившихся в древнеславянских традициях. Огненный Змей вступает в брак с женщиной (или насилует ее), после чего родится существо змеиной породы (см. также Змей Огненный Волк); сын Огненного Змея вступает в единоборство с отцом и побеждает его. Огненный змей — воплощение стихии огня: эта его функция, как и связь с кладами и богатствами, которые он приносит в дом, куда летает (Налетник или Летучий у восточных славян), сближает его с жар - птицей восточнославянских сказок. В заговорах Огненный Змей призывается как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. В Огненного Змея могут превращаться колдуны. Горыне близок эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах Горыни и Горыныча отражение корня “гореть” (огонь), а не “гора”. В таком случае не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. Девичьи зори возле Млечного Пути однажды поведьмились и связались с Огненным 3меем, а потом выяснилось, что они были прокляты на роду. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе). По восточнославянским и польским представлениям, ведьма, змора или огненный змей могут оборачиваться иголкой, поэтому не советовали поднимать найденную иглу, а поднятую следовало тут же переломить и выбросить. У всех славян считается, что старый петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо («хованец - годованец», «огненный змей», «маляк», «василиск», «антипка», «нечистия», «девятник», «осинавець» и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо — нечистое. Оно исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли. Через печную трубу в дом проникают огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п.
Огненный клуб.
Огненный Конь
Это конь, отгоняющий всех хищников и вообще всю нечисть.
Огненный Сноп
См. Пата-Кабуся.
Огненный шар.
Огненный Щит
См. Царь Огненный Щит.
Огнея
Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Насылает озноб. В заговорах болезни получают собственные имена, обычно в соответствии с тем, источником какой болезни они являются (Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея, Ломея и др.).
Огник
Семаргл. Так русичи называют Семаргла за его чистоту и яростность. И сему богу Огнику Семарглу говорим мы: "Покажись и восстань на небесах и свети аж до мерцающего рассвета!"
Огнищанин
Осевший. Возможно, что звали его Орей. Был в те времена осевший огнищанин (похоже зороастриец или сам Заратуштра). Был он благ, боги дали ему много овец и скота, пасущегося в степях со многими травами. Скот огнищанина того давал приплод и умножался. Как-то предстал пред его очами странник и сказал ему, чтобы его сыны пошли в землю иную в край чудесный - туда, где заходит Солнце, туда, где оно спит на золотом одре. Когда прискачет туда всадник, он скажет Солнцу: "Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесницу свою и взойти с Зарёй на Востоке". Оказал тот странник огнищанину много видений. Будто бы Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую колесницу. И её ворожеи желают утаить. Будто бы всадник скачет в иные края, словно так Заря идёт, и несёт искры свои, и одежды Даждьбоговы трясёт, и искры разлетаются до края небесного. Тогда двоих сыновей отправил огнищанин туда, куда заходит солнце, и видели они там много чудес и злачные травы. И возвратились к отцу и сказали ему, как прекрасен тот край. Многие племена и роды изъявили желание следовать по тропе той, и пришли они все к тому осевшему (огнищанину).
Огния.
Огненный уж.
Огонь Сварожич
Агуня. Бог огня. Иногда Огонь просто называют Сварожичем. Его символом является четырехлучевая звезда. Ветру приписывается человекоподобие. В мифологической картине мира человек и природа (культура и природа) взаимосвязаны и способны к взаимопониманию, к отношениям, регулируемым многочисленными обрядами. Соответственно в мифах и обрядах антропоморфизируются не только духи, воплощающие лес (леший), воду (водяной) и т.п., но и сами стихии (см. Ветер, Земля, Гром, Огонь и т. д.); они наделяются волей, сознанием и т. п. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается. Огонь представлялся славянам живым своенравным существом. Он ест, пьет и спит подобно человеку, а рассердившись, может и отомстить пожаром за непочтительное отношение. В Вологодской губ. об Огне говорили не иначе как ласкательно- «Огонек, огонек, батюшка огонек!» Гасили Огонь на ночь со словами: «Спи, батюшка огонек!» Плевать в огонь считалось грехом; согласно поверью, того, кто мочится в Огонь, тот иссушит заживо. Украинцы Подолья оставляли в печи на ночь горшок с водою и полено, чтобы Огню было что есть и пить. На Ровенщине полагали, что огни отличаются друг от друга и имеют разные имена, например,один из огней именуется Андреем. Внутренний Огонь поддерживает тепло человеческого тела, однако его избыток приводит к болезни (ср. русское название лихорадки — огненная).
Огонь
Порождение Любви. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви.
Огонь-царь
По древним преданиям, бог Велес похитил Молонью-царицу и коварно овладел ею. (Велес умеет превращаться в красивого юношу и внушать страсть любой женщине). Родился Огненный Змей (Огонь-царь). И стал он мстить своему 'отцу за мать. Вместе с Молоньей-царицей преследует Белеса, превращающегося в человека, корову, коня, прячущегося под камнем или под деревом — крошит камень, расщепляет дерево, сжигает животное или человека. Огонь-царь всегда побеждает в единоборстве, а во время битвы творится буря. Огонь-царь живет на небе, Велес — на земле; храмы Огня, Перуна — на холмах, а Велеса — в низинах.
Огр
Возможно сла вянское происхождение огра. По Брюкнеру, польское слово "olbrzym" ("ольбжим") — раньше "obrzy" ("обжи") — великан, выводится из "обров", слова, которым славяне называли гуннов (либо аваров). Отсюда, например, название реки Обры. А в чешском до сих пор великан — это обр, а огромный — обровски ("obrovsky"). Огр - лЛюдоед-гигант, страшное чудовище, перенесенное из народной сказки в литературу вначале рыцарскими поэтами (Тассо, Боярдо), а потом Перро ("Histories ou Contes du temps passe"). Этимология, как считают одни, идет от Онгруа (венгр), поскольку в глазах средневекового плебса романских стран Венгрия была чем-то вроде невообразимо далеко на востоке лежащего края света, Anus Mundi, заселенного исключительно чудовищами и каннибалами. Кстати, чтобы было смешнее, рыцари из романских рыцарских поэм, плавая по морям-океанам, часто (sic!) высаживались на венгерском побережье. В литературу фэнтези огры перенесены прежде всего Толкином под названием Олог-хоев, выращенных Сауроном исключительно крупных и сильных троллей.
Огуменник
Гуменник. Дух, живущий на гумнах. Помощник Дворового, проказник и колоброд. Благоволит трудолюбивым хозяевам. Самый злой помощник дворового. Наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой. 4 сентября на Агафона-огуменника в ночь этот дух бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Люди стерегли гумна в тулупах, вывернутых наизнанку, с кочергой. В ночь на Святки с 24 на 25 декабря собравшиеся на посиделки играли «в молчанку». По команде «раз, два, три» все парни и девуилки должны хранить самое серьезное молчание... Не выдержавшие молчания подвергаются какой-нибудь условной каре. Сходить на гумно и принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказаний, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы «огуменника»...
Одд
Орвар Одд. Ближайшая параллель мотиву смерти Олега известна в исландской саге об Орваре Одде (13 в.): герой получает то же предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня: будучи уже стариком, он спотыкается о конский череп и ударяет его копьем; выползшая оттуда змея жалит Одда. Мотив предсказания судьбы (в т.ч. неизбежной смерти от животного или предмета) широко распространен в мировом фольклоре, однако на славянской почве этот мотив, очевидно, связан с Велесом, атрибутами которого являются конский череп и змея.
0 Comments:
Post a Comment
<< Home